Кто вам больше нравится – Остап или Андрий?

  

Большинство читателей, не раздумывая, отдает предпочтение Остапу и стремится сразу осудить Андрия за предательство, противопоставив измене Андрия мужество и верность Остапа. На этой стадии разговора их ответы носят скорее рационалистический характер: «Мне, конечно, больше нравится Остап. Он был мужественным и смелым казаком, до конца преданным Родине и товарищам. А Андрий изменил Родине ради полячки, это в нем нельзя не осудить». Об Андрий нам писать трудно, суждения их разноречивы. Иго осуждают за предательство, и в то же время его трагическая гибель вызывает у них чувство сострадания. Некоторые восхищаются его красотой, удалью, юношеским очарованием. Страстная любовь Андрия к полячке как-то уходит из поля зрения читателей или дается ими со знаком «минус»: «Из-за любви к полячке изменил товарищам и Отчизне». Это объясняется, видимо, тем, что шестиклассники вообще не хотят, стесняются рассуждать о любви.

К тому же в хрестоматии выпущено большинство сцен, позволяющих судить о пылкости и силе чувств Андрия. Вероятно, здесь и таится опасность односторонних и упрощенных суждений об Андрий. В результате получается так: разумом все решительно осуждают Андрия, для них он прежде всего изменник, следовательно, ему нет прощения. И в то же время они чувствуют сложность авторского отношения к герою, невольно поддаются его обаянию, следят за ним с сочувствием: «Сама не знаю, не могу объяснить. Конечно, Андрий - предатель, и это ужасно. Но все-таки он мне нравится. Я с таким венлнеиием слежу за ним, так желаю ему удачи, так страдаю из-за его гибели».

Большинство вопросов возникает у читателей в связи с Андрием, но есть и вопросы, относящиеся к Тарасу и вообще к казакам: «Непонятно, почему Андрий стал изменником. Ведь он же сын Тараса!», «Почему Андрий не пытался спастись от смерти?», «Почему струсил перед смертью?», «Виновата ли панночка во всем, что случилось с Андрием, или виноват сам Андрий?» и т. д. О Тарасе и запорожцах вопросы иного плана: «Почему он плохо, даже можно сказать бессердечно, относился к жене?», «Непонятна жестокость запорожцев», «Как-то не вяжется мужество казаков с их жестокими нравами» и т.д.

Очевидно, в дальнейшем анализе должно уделяться достаточно внимания рассмотрению центрального конфликта повести, связанного с отступничеством Андрия, ибо он вызывает у читателей больше всего интереса, сомнений и недоумения.

Тараса же и остальных запорожцев все смогут правильно понять и оценить лишь в тесной связи с породившим их временем. В противном случае суждения читателей окажутся примитивными и антиисторическими.

Элементарность и поверхностность первоначальных суждений о героях вполне объяснимы. Глубина и понимание придут позже. А пока очевидно, что все в своих ответах совершенно упускают из виду автора произведения, его оценку героев и событий. Следовательно, задача учителя - помочь им в постижении авторской позиции, авторского замысла. С проблемой автора связано и понимание учащимися гоголевского юмора. Изучение восприятия повести шестиклассниками показывает, что они гораздо лучше чувствуют трагические места в произведении, нежели юмористические. Кроме того, вопроса о художественном своеобразии произведения для них при, самостоятельном чтении не возникает, хотя бессознательно они, конечно, испытывают воздействие художественной силы повести.

Итак, братья росли, и в двенадцатилетнем возрасте их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как это, очевидно, было заведено в казацких семьях. Шире и сложнее становятся их связи с миром, богаче и разностороннее представления о нем. Время пребывания Остапа и Андрия в бурсе - это повзросление, переход от подростка к юноше, когда активно идет процесс формирования личности, становление характера, когда начинают определяться нравственные критерии, когда вот-вот встанет вопрос: Кем и каким быть? Какие нравственные, качества нужно выработать в себе, чтобы стать настоящим человеком? Как найти себя?

За время пребывания в бурсе перед Остапом и Анд- рием, конечно, вставали эти вопросы. В детских, мечтаниях они хотели стать казаками. Что же. значит быть настоящим казаком? Какие качества личности они должны были для этого развивать и укреплять в себе? В какой мере бурса способствовала или, наоборот, мешала их правильному формированию и что делали в этом направлении сами Остап и Андрий?

Оказывается, бурса - совсем особый мир, мир во многом страшный. В нем отупляющая и оглупляющая «долбня» бурсацкой премудрости сочеталась с культом грубой силы. Плохое «содержание», частые наказания голодом, беспрестанная порка или, как говорили бурсаки, «припарки» рождали в бурсаках предприимчивость, сообщали их характерам твердость. К числу последних принадлежал и Остап.

Все рассказывают о сложных взаимоотношениях Остапа с бурсацкой наукой. Четырежды он закапывал книги, и каждый раз после бесчеловечной порки его усаживали за новые. Борьба закончилась победой начальства бурсы лишь потому, что отец пригрозил продержать сына до двадцати лет в монастырских служках и, что самое страшное, отрезать всякие возможности попасть в Запорожскую Сечь. Это резко изменило отношение Остапа к учению, и скоро он оказался в числе лучших. В результате уже в бурсе у Остапа проявляются такие качества, как упорство, настойчивость, целеустремленность.

Режим бурсы сеял рознь среди бурсаков, но нередко, как противодействие ему, в бурсаках развивался дух товарищества, общности действий. С особой силой. За эти качества развиваются и укрепляются в Остапе. Ни плети, ни розги не могут вырвать из уст Остапа имена товарищей, участвовавших вместе с ним в том или ином дерзком предприятии, и никогда не просил он о помиловании. Суждения читателей об Остапе сводятся обычно к следующему: Остап - надежный, хороший товарищ и друг. Ему можно верить, на него можно положиться. Он не подведет, не выдаст, всегда придет на выручку. Его любят, уважают, охотно слушаются. Он простой, без лукавства и хитрости. Из него выйдет настоящий боевой казак, главным девизом которого станут, по словам Гоголя, «война и пиршество».

После того как будет воссоздан нравственно-психологический облик Остапа-бурсака, внимание читателей переключается на годы пребывания в бурсе Андрия.

Оказывается, Андриго бурсацкая наука давалась без напряжения, учился он охотно и легко. Андрий отличался изобретательностью и живостью характера, причем эта живость вовлекала его подчас в рискованные предприятия, в которых он обычно являлся предводителем, но, в отличие от Остапа, умел увертываться от наказания, что, видимо, дало основание некоторым учащимся обвинять его в хитрости. Он жаждал подвига, отличался безумной смелостью, большой физической силой, вспыльчивостью и гордым нравом. Не в его привычках было сносить оскорбления. Когда, например, возница польского пана хлестнул его бичом, «молодой бурсак вскипел: с безумной смелостью схватил он мощною рукою своей за заднее колесо к остановил колымагу». Следовательно, уж никак не трусость помешала ему при встрече с отцом как-то более активно проявить себя. Видимо, просто его внутренняя реакция на насмешки отца была иной, нежели у Остапа.

Особо отмечают все слова Гоголя о живости и большей развитости чувств Андрия. И, оказывается, не одна жажда подвига владела его душой - его волновала также жажда любви, что необычно в то суровое время, когда женщина была «каким-то странным существом в этом сборище безженных рыцарей». Внутренняя неудовлетворенность, смутные и тревожные желания чего-то неизведанного побуждают Андрия в последние годы пребывания в бурсе тщательно скрывать владеющие, им чувства, и он начинает все больше отдаляться от своих товарищей. Все подтверждают это, говоря, что Андрий часто бродит «один где-нибудь в уединенном закоулке Киева», забирается «и в улицу аристократов», заглядываясь на прихотливую архитектуру домов (любопытная деталь, свидетельствующая о некоторой эстетической развитости Андрия). В одну из таких прогулок и произошла его встреча с прекрасной полячкой, дочерью ковенского воеводы, встреча, перевернувшая всю его жизнь.

Важно, чтобы все поняли, каким потрясением для впечатлительного и пылкого юноши было представшее веред ним прекрасное видение: «Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еше не видывал отроду: черноглазую н белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте. Он оторопел. Он глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще более замазывался». Оказывается, все, что происходило с Андрием до сих пор, было лишь подготовкой к этой, ставшей для него роковой минуте. Андрий влюбился в прекрасную полячку со всей силой юношеской страсти. О ней, а не о матери думает он во время пути из дома в Сечь. Впрочем, он думает о ней непрестанно. Именно здесь и кроется завязка той страшной драмы, которая закончилась трагической и позорной смертью Андрия.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: