Купальские песни (устное народное творчество)

  

Наибольший разгар проведения ритуалов и игрищ летнего периода получил праздник Купала. В давность он происходил с выполнением многих ритуалов и магических действий, ворожений, гуляний, которые сопровождались купальскими песнями.

Купальские песни выполнялись на празднике Ивана Купала, известного во всем языческом мире. Старинный смысл купальских обрядов, как и самого названия «Купало», окончательно не выяснен; из воспоминаний песен, которые дошли до наших дней, понимается, что это праздник, который приходится на период летнего солнцестояния (конец июня - начало июля), прославляет животворные силы природы, сильнейшие ее стихии - солнце (огонь) и воду.

Зажженное колесо устанавливали на высоком шесте (это кое-где делают и теперь) или пускали его на воду. На лужайке вкапывали обрядовое дерево, увешанное девичьими венками, потом их пускали на воду и наблюдали: в какую сторону венок поплывет - там и будет ждать суженый. Возле дерева раскладывали кострище, и парни - иногда и в паре с девушками - перепрыгивали через огонь. Купальский огонь не гасили, а оставляли дотлевать. Считалось, что именно в купальскую ночь зелье имеет наиболее целебную силу и даже на миг расцветает папоротник. Кто этот цвет увидит - будет счастливым.

Среди купальных песен есть большая группа произведений, которыми сопровождались сбор цветов и наряжание Купайлицы, обряд венкоплетения.

Венок в купальских песнях является давним языческим символом - летнего круговорота солнечного светила, бесконечности, а также – девичества, судьбы. Он является обязательным атрибутом весенне-летних игр и ворожений. Одним из распространенных ритуалов был обряд ворожения на венках, согласно с которым под «деревом счастья» усаживали девушку с завязанными глазами, роль которой заключалась в том, чтобы быть своеобразной жертвой Дереву жизни (сожжение антропоморфного изображения человека и является отголоском человеческого жертвоприношения).

Другим видом ворожения на венках был обряд пускания их по воде, и по тому, как они плыли (быстро, вращаясь, тонули, связавшись с другим венком и т.п.), загадывали будущую судьбу.

Днем Купальские игры происходили вокруг ряженого деревца (Купайлицы), а вечером - вокруг ритуального костра, который должен «гореть высоко», символизируя соединение земли с небом. Остатки давних ритуалов являются свидетельством того, что это пламя считалось жертвенным, его наделяли магической силой: в давность бытовал обычай бросать в огонь петуха или лошадиный череп - солярных животных.

Еще в конце XIX ст. учеными было исследовано, что Купальские песни потеряли связь со старинным обрядом. В древнейших из них звучит обращение к Купалу как к существу, которое ночует, ужинает, купается. Мотивы купания, венкоплетения переходят из песни в песню; многие из них посвящены воспеванию чувств молодежи.

Художников, композиторов, писателей привлекала поэтическая атмосфера купальских обрядов и песен. Н. Гоголь написал «Вечер Ивана Купала», М. Старицкий - «Ночь под Ивана Купала», М. Стельмах - «На Ивана Купала».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: