Лирическая стихия творчества Е. Гуцала

  

Появлению романов предшествовали своеобразные, по определению автора, эксцентрические рассказы («Женщины являются женщинами», «Обольстительницы и искусительницы» и др.), которые вошли в сборники «Охота с гончим псом» (1980) и «Искусство нравиться женщинам» (1986). В этих рассказах, написанных с непринужденным использованием элементов гротеска, травести, бурлеска, своеобразно реализуется давний замысел Е. Гуцало создать украинский Декамерон.

В последнее время прозаик работал над «эпосом-эросом» - произведения «Блуд» (1993), «Импровизация плоти» (1993). В известной мере неожиданным в этом контексте, но таким заветно актуальным оказался цикл публицистических статей, собранных в посмертном сборнике «Ментальность орды» (1996) об экспансионистской политике России. Почтенную частицу творческой наработки писателя составляют произведения для детей: «Олень Август» (1965), «Из ореха зернышко» (1969), «Дениско» (1973), «Саййора» (1980), «Пролетели кони» (1984). Две последние книжки удостоены Шевченковской премией. Детская проза (точнее - книжки для детей и родителей)

Гуцал приметен особенным, по-гуцаловски поэтизирующим изображением отношений между людьми. Неисчерпаемую «страну детства» писатель осмысливает в разных жанрово-стилевых формах, каждый раз - в новом виденье, о чем свидетельствует и цикл «Рассказа из Терновки» (1982), книжка «Княжеская гора» (1985). В 1981 г. вышел в печать первый поэтический сборник Е. Гуцало «Письмо земли».

 Дальше появляются книжки стихотворений «Время и пространство» (1983), «Живем на заре» (1984), «Накануне нынешнего дня» (1989). Так ровно через двадцать лет после печати первой поэтической подборки «Зеленая радость ландышей» возвращается писатель к лирике. Стихотворения писателя - это своеобразное гадание над душой, смысл которого, - в очистке от суетного, преходящего, в омолаживании, в возвращении к тому состоянию любви, человечности, космической доброты, которые и являются наибольшим человеческим сокровищем.  

В предчувствии радости... Радости общения с читателем, радости повествования этого удивительного, непостижимого, таинственного своей неисчерпаемостью самовыражения человека и мира. Радости постижения смысла вечной пульсации жизни по видимым и невидимым капиллярам организма природы с ее шумными птицами, весенним буйством трав и деревьев, тихим покоем зимнего леса, копошением мошкары... Что я читаю? Учебник природы и апокалипсис мира и войны, изучаю хрестоматию народа и увлекаюсь стихотворениями весны, - писал Евгений Гуцал в книге стихотворений «Время и пространство».

Заглавной буквой, определяющим словом в хрестоматии народа был всегда и есть для Евгения Гуцала человек. Писатель никогда не пытался выписывать его заглавными буквами, не подавал его «на вырост» - во имя безоглядного наследования по канонам идеального героя, а познавал человека независимо от требований «злобы дня» относительно того, каким нужно быть сегодня литературному герою, - идеально позитивным или в меру «грешным», обычным, таким, которым является его прототип в жизни. Он всегда пытался обходиться без дозирования позитивного и негативного в характере своего героя - тревожно размышлял над человеком, который живет среди людей. Потому что и сам прошел нелегкую дорогу, которая пролегла от тяжелого военного и послевоенного детства в селе Старый Животов в Винницкой области, где он родился 14 января 1937 года, через учебу в Нежинском пединституте, многолетнюю работу в редакциях областных газет, в «Литературной Украине», издательстве «Советский писатель» (в настоящее время «Украинский писатель»). Евгений Гуцало - лауреат Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко, литературной премии имени Юрия Яновского, его книги, переведены на многие языки мира. Трудолюбие Евгения Гуцала поражает.

Как ни странно, но это так. Перечислением книг Евгения Гуцало можно сбиться лишь на определение его творческой плодотворности, которая в целом не испытывала какие-то ощутимые спады и поражающие всплески. Напротив, писатель творит стабильно, переживая и закономерную эволюцию, где-то и отрицая себя, вчерашнего, но чаще развивая свое «гуцаловское». Эта стабильность творческого роста, на первый взгляд, закономерная, потому что дебют Евгения Гуцало был поражающе успешным. О молодом прозаике с раскованно щедрым лирико-поэтическим мировосприятием заговорила критика. Его новеллы и рассказы щедро переводятся на русский язык, среди молодых украинских прозаиков он первый и наиболее своеобразный.

Наиболее интересной, по моему мнению, является эволюция Гуцало - новеллиста. Почему именно новеллиста? Ведь в последние годы писатель буквально один за другим напечатал три сборника стихотворений «Письмо земли» (1981), «Время и пространство» (1983), «Живем на заре» (1984), выступил с оригинальным романом-трилогией «Одолженный мужчина. Частная жизнь феномена. Парад планет». Чистой, щемящей поэзией детства повеяло от его последних повестей «В роще солнце зацвело» и «Княжеская гора», а в 1985 году появилась книга рассказов «Искусство нравиться женщинам» - и напомнила она первую, в 1962 году, книгу рассказов Евгения Гуцало «Люди среди людей». Нет, эти два сборника рассказов отличаются между собой образно изображающими принципами создания образов, и в то же время родственные тем, что и определяет смысл творческой жизни Евгения Гуцало. Это - любовь к простому человеку, любовь к жизни во всей его не всегда видимой сложности, это стремление открыть в обычном необычное, в будничном - праздничное, в смешном - драматическое, в трагическом - жизнеутверждающее.

Это - умение вытворить эмоциональную атмосферу ситуации, паутинный тонкий психологический рисунок хорошего поступка, познать сквозь сюжет незримую логику движения характера героя - понять и облагородить честного человека, а нечестного, морально никчемного - разоблачить перед людьми. Во имя людей. Евгений Гуцало всегда заботился о своем авторитете новеллиста. Свой дар поэтического постижения человека и природы он постоянно подтверждает, заглядывая в глубины человеческого мироощущения, мировосприятия. Нельзя безоговорочно утверждать, что Евгений Гуцало счастливо избегает повторов - бывают у него и слабые рассказы, неоднозначной была реакция критики на его романы о Фоме неверном и лукавом, да и поэзия Гуцало порождает скептическую усердность у некоторых поэтов. Понятно, не так и легко охватить исчерпывающим обобщением творчество писателя; к тому же он в последние годы изменяет жанры, способы создания образов, экспериментирует. Свидетельства этого - хотя бы роман-трилогия «Одолженный мужчина. Частная жизнь феномена. Парад планет» и повесть «Княжеская гора».

В настоящий момент Евгений Гуцало на творческом подъеме, в поисках истины, «своей» темы, «своего» героя. То почему бы нам не поговорить с писателем о его творческом пути, вместе с ним кое-что и обобщить. Эта идея пришла мне на ум еще в апреле 1983 года, когда вышла в печать поэтическая книга Евгения Гуцало «Время и пространство».

Тогда Гуцало печатал на страницах журнала «Флаг» цикл так называемых эксцентрических рассказов, объединенных условной, еще тогда не легализуемым (как, кстати, и в настоящий момент) названием «Украинский декамерон».

 Это рассказ «Обольстительницы и искусительницы», «Женщины являются женщинами» - первыми проявлениями «причудливых» характеров современного сельского люда. Писатель стремился «ухватить» характер обычного трудового человека на каком-то необычном поступке и открыть «второй план» его чувств, мыслей, поведения... На то время отшумели первые критические волны вокруг романа «Одолженный мужчина» и «Фома неверный и лукавый», было понятно, что писатель стремится выйти на другой уровень индивидуального художественного постижения человека и мира. Более того, сменить отрицающее на «натуральное письмо», с помощью «оживления» богатейших источников народного вещания в известной мере реабилитировать устное образное мышление. Для этого ему захотелось поставить характеры в необычные, гротескно иронические ситуации, открыть «системой зеркал» - разносторонним освещением героев - новый тип (и тип традиционен) народного философа. Его Фома живет обычной и в то же время причудливой жизнью, но размышляет над вечными проблемами бытия, над этим сложным миром...

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: