Литература родного края. Дмитрий Нитченко-Чуб «Волчонок»

  

Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем Д. Нитченко-Чуба; проанализировать произведение «Волчонок», выясняя его идейно-тематическое направление, проблематику, композицию; развивать устную речь школьников, память, внимание; умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к художникам литературного слова; любовь к природе, животным; пунктуальность; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Д. Нитченко-Чуба, библиотечка его произведений, ученические рисунки к произведению, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Чем нам близки писатели родного края?

• Какие писатели Харьковщины вам известны?

• Можем ли мы гордиться художниками родного края? Почему? Докажите  собственную мысль.

• Назовите литературные жанры.

• Что характерно для рассказа как литературного жанра? (Рассказ - небольшое прозаическое произведение, в котором изображается короткое во времени событие или события из жизни главного героя, эти события показаны лишь в нескольких эпизодах).

• Какие рассказы каких писателей о природе вы знаете?

• Что вам известно о таком животном, как волк? (Информация из энциклопедического словаря. Волк - хищный зверь семейства псовых. Длина тела 1-1,6 м. Распространен почти по всей территории страны, но много этих животных только в зоне степей).

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.

IV. Основное содержание урока.

  • Каждому мила своя сторона. Народная пословица.
  • …Жизнь положила между ними глубокую пропасть. Д. Нитченко-Чуб.

1. Вступительное слово учителя.

Мы любуемся красотой, обворожительностью сказочных видов нашей родной Харьковщины с помощью прекрасных произведений, которые продолжают нам дарить писатели Слобожанщины. Среди них тот, который заслуживает большого внимания, - это Дмитрий Нитченко-Чуб. Сегодня мы познакомимся с его произведением, которое пронимает душу, принуждает нас волноваться, подумать о связи дикого животного и человека. Его произведение учит нас ценить природу, понимать и любить ее. Итак, отправляемся в путешествие в село, которое находится неподалеку от леса.

3. Работа над рассказом Д. Нитченко-Чуба «Волчонок».

3.1. Выборочное выразительное чтение произведения.

3.2. Тема: рассказ о взаимоотношения мальчика и волчонка, их дружбе, согласии и наконец вынужденном расставании.

3.3. Идея: возвеличивание красоты чувств, гармонии мировосприятия человека и животного (волчонка, который мальчик любил).

3.4. Основная мысль: человек должен любить, бережливо относиться ко всему живому в природе, так как самая является ее частью.

3.5. Жанр: рассказ о природе, дружбе, взаимопонимании.

3.6. Проблематика произведения.

• Ответственность и обязанность (мальчик ухаживал за волчонком, помогал по хозяйству; ездил за пятнадцать километров от села в горы за молоком, сыром, выпасал овец или скот).

• Любовь, доброта (к живому существу - волчонку). Автор проводит параллель между тем, как мальчик и волчонок постепенно становятся взрослыми, умными, мужественными. И хотя в конце произведения они расстаются, но сохраняют доброту, верность и любовь.

3.7. Герои произведения: отец, дедушка, Василий, соседи, волчонок-волк, собаки Плахта и Рябко.

3.8. Композиция.

Экспозиция: отец принес своему сыну волчонка, рассказ деда о волках-хищниках.

Завязка: уход Василия за волчонком («...выносил из хлева, бегал по двору, бесил его, перебрасывался, катался вместе с ним по траве»); бегство взрослого волка из двора хозяев.

Кульминация: внезапная, волнительная встреча Василия и волка-любимца.

Развязка: тяжелая грусть и одиночество Василия вследствие невозможности жить с волком (...мальчик довольно далеко отошел, позади послышалось печальное тяжелое вытье»).

3.9. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• С чем ассоциировался маленький  волчонок у Василия? («Сколько он слышал страшных рассказов и сказок о волках. А теперь у него самого есть волк. Дедушка ему часто рассказывал о волках, еще про те времена, когда их было много. И о том, как за ним гнались два волка, когда он ехал ночью мимо леса домой, и о том, как волки когда-то зимой забрались по высоким заносам снега, прорвали в хлеве крышу и, залезли туда, разорвали много овец»).

• Для чего, по вашему мнению, отец принес сыну волчонка? Как мальчик это воспринял? Подкрепите примером произведения. («...по лицу мальчика пробежала тень разочарования).

• Почему для Василия слово «волк» звучало гордо?

• Какую мечту определил для себя мальчик относительно волчонка? Что об этом сказано в произведении?

• Чем отличался взрослый волк от собаки? («Хвостом почти не махал, как это делают собаки»).

• Почему отец решил убить волка? Как к этому отнесся Василий? («Надо будет волка убить, - сказал как-то вечером отец, - а то еще какую-то беду натворит. Соседи тоже подсказывали такую мысль»).

• Как объяснить то, что волк убежал из села? («В самом деле, будто предвидя опасность, он ночью оторвался и убежал с куском цепи»).

• Какие обязанности должен был выполнять мальчик, будучи взрослым? А вы помогаете своим родителям?

• При каких обстоятельствах Василий второй раз встретил волка? Чем он был взволнован?

• Почему встреча Волка и Василия - это встреча двух близких существ?

• Являются ли, на ваш взгляд, реальными события, изображенные в произведении? Докажите  это.

• Как понимать пословицу «Как волка не корми, а он все в лес смотрит»?

• Какое значение для нас имеет этот рассказ? Чему он нас учит?

3.10. Вспомни и сравни: что общего и разного у волков из произведений Б. Гринченко «Сирко» и Д. Нитченко-Чуба «Волчонок».

3.11. Ориентировочный план рассказа Д. Нитченко-Чуба «Волчонок».

1. Отец принес Василию щенка-волчонка.

2. Рассказ дедушки мальчику об опасности хищных животных.

3. Уход Василия за волчонком.

4. В скором времени Сирко становится опасным для окружающих.

5. Бегство волка – предвидение им опасности.

6. Обязанности Василия - парня.

7. Внезапная встреча Василия и Сирко.

8. Любовь мальчика к хищному животному.

9. Невозможность продолжения дружбы между Василием и Сирко.

V. Закрепление обработанного материала.

1. Решение тестовых задач.

1. Войдя в дом, отец принес сыну:

а) корзину земляники; б) интересную игрушку; в) серенького щенка.

2. Слово «волк» для Василия звучало:

а) гордо; б) обеспокоенно и взволнованно; в) радостно.

3. Откуда мальчик узнал о волках?

а) Из регулярных просмотров телепередач «В мире животных»;

б) чтения рассказов и сказок, рассказов дедушки;

в) посещения зоопарка и цирка.

4. Ухаживая за волчонком, Василий решил:

а) «Нет, я из него сделаю ручного волка»;

б) «Не разрешу ему уничтожать наших овец»;

в) «Буду дрессировать животных для выступления в цирке».

5. Как назвал мальчик волчонока?

а) Бобиком; б) Султаном; в) Сирко.

6. Дворовые собаки относились к волчонку:

а) будто к щенку; б) враждебно и с осторожностью; в) безразлично, не обращая на него внимания.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: