Миф как основа и источник сюжетов, тем, образов и мотивов античной культуры

  

Цель:  повторить определение терминов «миф», «мифология», сообщить об основных циклах древнегреческих мифов, выяснить, что миф является основой и источником сюжетов, тем и образов античной литературы, пересказывать прочитанные мифы, усвоить, что мифологическое мировосприятие является особой стадией в развитии художественного познания человеком действительности; развивать связную речь; воспитывать стремление учиться на чужих ошибках.

Оборудование: раздаточный материал (тексты миниатюр Ф. Кривина), пьеса Б. Шоу «Пигмалион», эссе А. Камю «Миф о Сизифе», картина Тициана «Сизиф», Пикассо «Пигмалион».

Тип урока:     урок использования знаний, умений, навыков.

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности.

1. Чтение учителем стиха Л. Гумилева «Канцона».

  • Об Адонисе с лунной красотой,
  • В Гиацинте тонком, в Нарциссе
  • И в Данае, тучей золотой,
  • Еще грустят Аттические* выси.
  • Грустят валы ямбических морей,
  • И журавлей кочующие стаи,
  • И пальма, в которой Одиссей
  • Рассказывал смущенной Навзикае.
  • Печальный мир не очаруют вновь
  • Ни кудри душные, ни взор призывный,
  • Ни лепестки горячих губ, ни кровь,
  • Стучавшая торжественно и удивительно.
  • Правдивая смерть, а жизнь бормочет ложь...
  • И ты, о нежная, чье имя - пенье,
  • Чье тело - музыка, и ты идешь
  • На беспощадное исчезновенье.
  • Но мне, увы, неведомы слова -
  • Землетрясенья, громы, водопады,
  • Чтоб после смерти ты была жива,
  • Как юноши и девушки Эллады.

2.         Словарная работа

•          Канцона — в средневековой поэзии лирический стих о рыцарской любви.

•          Аттика — область Древней Греции, населенная ионийцами, с центром в Афинах.

3.         Вопросы к классу.

•          Герои каких мифов упоминаются в стихе?

•          Как вы поняли содержание поэзии?

II. Актуализация опорных знаний.

1.         Слово учителя.

В основу античной литературы положена древнегреческая мифология. Невозможно представить себе произведения античной литературы без многочисленных богов, которые населяют гору Олимп, наделенных безграничной силой, бессмертием, и в то же время похожих на людей: они так же влюбляются, ссорятся, ревнуют, завидуют, помогают другим.

2.         Повторение литературоведческих терминов.

•          Что такое миф? (Миф в переводе с греческого (mythos) означает слово, рассказ, пересказ. Мифы - это пересказы, которые рассказывают о возникновении явлений природы и предметов материальной культуры, религиозных обрядов, о создании мира (космогония) и происхождении богов (теогония). Герои мифов - боги, полубоги и выдающиеся смертные - герои. Мифы, в отличие от сказки, всегда считались настоящей историей, а не выдумкой).

•          Что такое мифология? (Слово мифология образовано от греческих слов mythos - рассказ и logos - слово, мысль. Оно имеет два значения: 1) совокупность, система мифов какого-то народа; 2) наука, которая изучает мифы).

Запись определений в тетради.

3.         «Отгадай имя героя».

Переставь буквы в словах и прочитай имена героев древнегреческих мифов:

  • рейометп -
  • ферой -
  • киар -
  • нояс -
  • цссрина -
  • фзиси -
  • (Прометей, Ясон, Орфей, Нарцисс, Икар, Сизиф).

III. Обобщение и систематизация знаний.

1. Работа с текстом.

1.         Вопрос: «Какие бывают мифы?».

Раздаточный материал.

Известные основные циклы древнегреческих мифов:

•          о богах;

•          о героях;

•          об аргонавтах;

•          троянский;

•          фиванский.

2.         Вопрос: «Почему возникают мифы?».

Раздаточный материал.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: