Михаил Коцюбинский. «Гармоничный талант художника и гражданина» (С. Ефремова). Жизнь и творчество, гуманизм мировоззрения

  

Цель:               рассказать о жизненном и творческом пути писателя как одного из самых талантливых в украинской литературе, раскрыть мировоззренческие позиции как украинского художника-патриота и гуманиста; помочь осознать, что оптимизм и жизнеутверждение — важные духовные ценности бытия человека; вызвать интерес к творчеству писателя; воспитывать любовь к жизни.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет М. Коцюбинского, фотовыставка «Жизнь и творчество М. Коцюбинского», выставка произведений М. Коцюбинского.

Человеческую любовь, и радость, и сожаления, и совесть, которая терялась на земле,— И сердце взял, в мир понес с собой.

А. Малышко, «Коцюбинский»

Что-то сильное тянет меня к литературной работе -

и литературе я отдан целой душой.

М. Коцюбинский

Ход урока

 I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности. Актуализация субъектного опыта

Прокомментировать слова Сергея Ефремова: «Человеческий дух, скупой на правду и прогресс, вечно посылает и будет посылать новых и новых творцов, которые и сами идут к свету и правде, и ведут всех, кто также не удовлетворяется обыденщиной и стремится высших форм истинной людской жизни. В этом непрерывном поиске имеем гарантию и нашего развития в будущие времена».

 

III. Объявление темы урока

1.  Слово учителя

Сегодня мы поговорим о человеке, имя которого удивительно богато на литературные таланты времени на границе двух веков - ХІХ и ХХ - было звездой первой величины. Это Михаил Михайлович Коцюбинский. Еще при жизни писателя его называют солнцепоклонником.

Он любил жизнь, людей, землю, природу, стремился к прекрасному и искал его даже там, где не было.

2. Зачитывание эпиграфов, записи их в тетради

IV.  Определение цели урока

V.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.  Рассматривание портрета писателя и фотовыставки

Воспоминания известного украинского певца Михаила Никиты (он встречался с М. Коцюбинским у своего учителя Н. В. Лысенко) дают живое представление о внешнем виде Михаила Михайловича, красоту и благородство его души.

«Наибольшее впечатление,- пишет М. Никита,- произвели на меня его большие, замечтавшиеся, глубоко проникновенные глаза. Он имел статную, выше среднего роста фигуру; красивой формы, чисто, до блеска выбритую голову, прекрасные усы, которые ему очень шли и украшали его лицо. Одет был в белый, элегантно пошитый костюм. Вообще в его фигуре, одежде и манерах было столько простоты, скромности и в то же время отражалось какое-то внутреннее благородство и привлекательность. Движения его были скупые, ни одного лишнего жеста, голос проникновенный, прекрасного баритонового тембра, который запоминался и глубоко западал в сердце. От первой встречи с Михаилом Михайловичем у меня осталось впечатление о нем как о чрезвычайно умном, культурном, воспитанном человеке».

2. Слово учителя

Никто не может правдивее рассказать о человеке, в частности писателе, чем родственники, друзья, знакомые, произведения самого писателя, эпистолярное наследие.

Учитель заранее раздаст ученикам «роли» современников М. Коцюбинского и материалы воспоминаний (или ученики сами найдут эти материалы в рекомендованных учителем источниках). Ученики выразительно, эмоционально, проникновенно читают.

Учитель руководит этим и при необходимости дает комментарии.

 

Остап Лысенко — музыковед (сын композитора М. В. Лысенко): «Достаточно было хотя бы раз увидеть Михаила Коцюбинского, чтобы полюбить его на всю жизнь. Чехов писал, что все в человеке должно быть прекрасным: и лицо, мысль, и одежда».

Именно таким был Коцюбинский.

С уважением и любовью относились к М. Коцюбинскому ученики, которых он учил, крестьяне, с которыми вел сердечные разговоры, коллеги по работе и творчеству. Послушайте воспоминания Елизаветы Бакши-Мельниковой, в семье которой молодой Коцюбинский работал частным учителем - готовил трех детей к гимназии.

Е. Бакши-Мельникова: «Ласковый с детьми, он сумел сразу завоевать нашу общую симпатию, и нам учиться было легко и приятно. Михаил Михайлович был не только нашим учителем, а и воспитателем и другом. В свободное от обучения время он читал нам доступные нашему развитию свои и других авторов произведения и тем развил нашу любовь к Украине. Благодаря Михаилу Михайловичу я очень полюбила все украинское: носила украинский костюм, пела украинские песни, заинтересовалась бытом крестьян...».

Ольга Дорошенко, черниговская учительница: «Очень простой и милый человек в своем обращении, он всегда одевался в обычную европейскую одежду, немного строго, но элегантно.

Не только среди людей, а и дома, среди членов своей семьи, он не допускал любой нерадивости в костюме и требовал того же от детей и близких, так как считал, что культурный человек…всегда должен быть пристойно и опрятно одетым, а тем более, когда он находится в обществе. Этого требует уважение к членам этого общества».

Михаил Мочульский, литературовед: «Внешним видом и манерой держать себя Михаил Михайлович представлял собой тип европейца в полном значении этого слова. Цвет лица у него был смуглявый. Черты - тонкие, красивые. Вдумчивое лицо оживляли и делали особенно привлекательные глаза: небольшие черные, блестящие, как горячие угольки».

Ирина Коцюбинская, дочь писателя: «Он любил цветы, с увлечением изучал их, ботанические знания были у него довольно большие. В саду, который окружал наш дом, каких только цветов не было…Отец очень любил сад и вместе с матерью насаждал деревья и цветы».

Владимир Гнатюк, этнограф: «Цветы — это была его страсть и роскошь, и необходимо было видеть, как его глаза искрились и гуляли с утехи, когда переходил царинкой, засеянной сотками

 

разных цветов. Не мог сдержаться, чтобы не спросить кого-то об их местном названии, которое не раз записывал себе, добавляя к нему и ботаническое название...

Высокоинтеллигентный, умел вести и поддерживать всякий разговор так, что каждый имел удовольствие разговаривать с ним. Все деликатный, старался никогда никого ничем не обидеть...

К каждому радушный, скромный, нисколько не высокомерный, умел войти в чужое положение, ощутить его, понять чужую душу. Особенно был чуток на чужую боль...

Бескорыстный вплоть до пожертвования, все делал по внутреннему убеждению, а ничего из интереса... Горячий патриот, любил свой край и народ больше всего, готов был ему отдать все свои силы, все свои знания, весь свой талант...».

3. Лекция

Лекционное изложение материала, который перерывается рассказами учеников, которые «выполняют роли» современников. Все ученики составляют тезисы услышанного.

Писатель Денис Лукьянович, захватываясь, как и все другие, человечностью, деликатностью и тактом М. Коцюбинского, свои впечатления о нем подытожил словами: лишь такой эстет в жизни, как он, мог столько красоты внести в свои произведения.

Мы встречаем эту красоту в его описаниях земли и неба, птичек, шепота трав. Непревзойденно передал М. Коцюбинский боль и радость, любовь и ненависть. Душа его была такой чувствительной, что в ней отзывались не только люди и птицы, а и морская волна, камень, тропа жизни, туча и золотое солнце.

Этот аристократ духа, интеллигент пробы родился и вырос не во дворце, а в небогатом доме мелкого члена правительства 17 сентября 1864 года в Виннице. Однажды в детстве, когда маленький Михаил заболел, во время мечтания он вдруг заговорил на украинском языке. В семье властвовал русский, и потому этот факт привел в удивление домашних. После выздоровления мальчику рассказали об этом событии, и он еще больше разгорелся любопытством к украинскому слову.

В 9 лет пробует сочинять украинские песни на образец народных, а в 12 лет пишет повесть из финской жизни на русском языке.

Отец часто вынужден был менять работу. Вместе с ним с места на место странствовала и семья.

Краткий пересказ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Русский язык и литература/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный Отличник