Морально-этические проблемы в комедии «Мартын Боруля»

  

Драматургическое наследие И. К. Карпенко-Карого - это самобытное и интересное явление в истории отечественной театральной культуры. Бессмертную славу принесли художнику его сатирические комедии: «Сто тысяч», «Хозяин», «Суета». Сюда же относится и комедия «Мартын Боруля», которая поднимает важные морально-этические проблемы и этим самым становится в ряд бессмертных произведений. Драматург высоко поднимал роль смеха, как средство борьбы с человеческими недостатками. Действительно, смех - могущественное оружие: то, над чем посмеялись, теряет свою значимость и из кумира превращается в предмет насмешки.

Смех принуждает каждого из нас критически посмотреть на себя и стремиться лишиться тех или иных недостатков в своем характере. Сюжет комедии «Мартын Боруля» писатель строит на действительных фактах из жизни семьи Тобилевичей: отец драматурга, который длительное время служил управляющим помещичьих имений, решил добиться признания своего рода дворянским. На это ушло немало времени - и напрасно: дворянство не было доказано, поскольку фамилия в старых документах была Тобелевич, а в новых - Тобилевич. Карпенко-Карый использовал этот факт, чтобы высмеять старание простого человека выбиться в дворяне, порочно думая, что этим можно в чем-то возвыситься над другими. Главный, персонаж комедии - это человек из зажиточной верхушки села.

Мартин Боруля не ослеплен жадностью обогащения, не лишен некоторых черт гуманности. И, к сожалению, это натура, искалеченная духовно непреодолимым стремлением выйти «на дворянскую линию». Если бы его спросили, зачем ему это дворянство, он, вероятно, не смог бы объяснить как нужно свое странное желание. Читая комедию, мы видим, что Мартын - хороший семьянин, в доме порядок и благосостояние. И авторитет, и деньги - все это у нашего героя есть. Что же ему еще нужно? Оказывается, нужен титул дворянский, что, по мнению Мартына, сделает его господином, а господин - это не мужик...

В своем доме этот «мещанин-шляхтич» (так назвал своего героя Журдена французский драматург Мольер) заводит дворянские порядки, сам мучается из-за них, но терпит, так как считает такую «домашнюю перестройку» путем к политически-правовому месту в помещичье- капиталистическом государстве, которое имело дворянство. Мартын велит своим детям называть себя не отцом, а «папинькой», а маму - «маминькой». Он долго утром вылеживается в кровати, как господин, хотя у него, трудящегося человека, от долгого лежания с непривычки болят бока. Дочь Марысю хочет отдать замуж за «образованного мужчину», сына Степана мечтает видеть знатным чиновником.

Смешно смотреть, как «правила» дворянского быта противоречат традиционным порядкам семьи Мартына, вызывают непонимание и удивление членов семьи. Развязка остро драматическая: Мартын везде терпит поражение, и, в конце концов, одна буква в фамилии (Боруля - Беруля) положила конец его попыткам получить дворянское звание: род Мартына не признали дворянским. Высмеяв так поведение своего героя, Карпенко-Карый утвердил здоровую народную мораль относительно семейных традиций, отношения человека к своей родной земле, своей родословной, к своим корням, работе, народным обычаям.

Главное - не титул, а умение оставаться порядочным, высоконравственным человеком во всех жизненных ситуациях.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: