Морфология. Орфография. Совершенствование умения определять части речи

  

Цель урока: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. Материал для словарно-семантической работы: добродушный, благодушный, незлобивый, беззлобный, невыносимый, непереносимый, нестерпимый, несносный, невозможный. Основное содержание урока. I. Совершенствование умения определять части речи и производить их морфологический разбор. Определить, какой частью речи являются выделенные слова, устно разобрать два-три слова, относящихся к разным частям речи.

Бывает поздней осенью, даже и после зазимка вернётся лето и зацепит уходящую осень огненным хвостиком. И осень растает, разнежится и притихнет. И тогда лес запахнет прощальным ароматом палой листвы, рубиновыми плодами шиповника и белым грибом, никем не тронутым, уже развалившимся, пропитанным водой, но всё ещё пахучим, напоминающим о прошлых погодах. В запахах леса есть что-то вечное и неистребимое, особо ощутимое в тёплые, мягкие и ласковые прощальные последние дни уходящей осени; она уже освободилась от нудных дождей, злючих наскоков зазимья и дотошных, всё обволакивающих иголок инея: всё ушло, всё в прошлом.

(По Г. Троепольскому), II. Систематизация и обобщение правил правописания не с разными частями речи по пособию В. Ф. Грекова и др. (58) или по пособию М. Т.

Баранова и др. (с. 232—233). III. Совершенствование орфографических умений и навыков. 1.

Выполнение упр. 318 из пособия В.

Ф. Грекова и др.

2. Предупредительный диктант. 1. Кто говорит, что на войне (не)страшно, тот н.. чего (не) знает о войне. (С. Орлов.

). 2. (Не)смерть страшна — страшна твоя (не)милость. (А. Пушкин). 3. Ручей был (неглубокий, но очень бурный. (В. Быков). 4. Хорошо по жизни про нести счастье, (не) затронутое пулей, верность, (не) забытую в пути. (Ю. Друнина). 5. Он (Левинсон) был на редкость терпелив и настойчив, как старый таёжный волк, у которого, может быть, (не)достаёт уже зубов, но который властно водит за собой стаи — (непобедимой мудростью многих поколений. (А. Фадеев). 6. Тимохин испуганно и (не)доумевая смотрел на своего командира. (Л. Толстой). 7. А лётчик по-настоящему поверил наконец, что этот чёрный, старый, (не)весомый человек действительно (не)кто иной, как Алексей Мересьев, его боевой товарищ. (Б. Полевой). 3. Объяснительный диктант. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. Хорошего, доброго человека узнаёшь (не)мгновенно, а длительно, на протяжении времени. Только время и является истинным пробным камнем для всякого дела. (Не)один раз помочь, а много раз, (не)удобствами для себя. Вот тогда это подлинная доброта, (не)порыв, (не)движение напоказ. Добрый человек и в (не)лёгкий для себя час тоже (не)злобив и (не)может (не)помочь другу. (По О. Кожуховой). Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему «Слитное и Географияьное написание не с разными частями речи»; выполнить упр. 319 (1) из пособия В. Ф. Грекова и др. Урок 2. Слитное и Географияьное написание не с разными частями речи (продолжение). Материал для словарно-семантической работы: деликатный, погребать, роковой, реликвия, трепетать. Основное содержание урока. 1. Проверка домашнего задания: прослушивание подготовленных учащимися Связных высказываний. II. Совершенствование орфографических умений и навыков. 1. Комментированное письмо (указать условия слитного и Географияьного написания не со словами): (Неожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чём (не)виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы (не)зной и (не)засуха: вины (не)было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя... (По А. Чехову). 2. Объяснительный диктант. (Не)ужели мы должны любить свою землю только (за)то, что она богата. (Не)только за это мы любим родные места. Мы любим их ещё (за)то, что, даже (не)богатые, они для нас прекрасны. Я люблю Мещерский край (за)то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается (не)сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд — это тихая и (не)мудрая земля под (не)ярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где(то) в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как(бы) (не)взрачно на вид оно (н..)было,— этот лесной задумчивый край, любовь к которому (не)забудется, как (н. ,)когда (не)забывается первая любовь. (По К, Паустовскому), о. Самостоятельная работа. Выполнить упр. 319(11), 320 из пособия В. Ф. Грекова и др. Списать, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания: 1. И волны и суша покорны тебе завидует (не)друг столь дивной судьбе. (А. Пушкин). 2. Вступающим в жизнь говорю наперёд-железо кузнец а (не)молот кует. Птицу сбивает (не)дробь а стрелок. Хлеб выпекает (не)печь — хлебопёк. (Л. Татьяничева). 3. (Не)людимо наше море, день и ночь шумит оно; в роковом его просторе много бед погребено. (Н. Языков). 4. Это было (необычное молчание безветре(н, нн)ого морозного вечера а тишина удвоенная (не)естественным мёртвым безмолвием замёрзшего моря, (В. Катаев). 5. Морозка видел (не)убранные ячменные снопы на (не)дожатых полосах. (А Фадеев). 6. Воспоминания—это (не)засохшие цветы и реликвии а живой трепещущий полный поэзии мир. (К. Паустовский). 7. Радость труда (несравнима (н..)с какими другими радостями. (В. Сухомлинский). Подобрать к данным словам синонимы с не и составить с ними предложения, обозначить контрольные орфограммы. Искренний, многократно, медлительность, сплошной, издавна, самостоятельность, Составить небольшое связное высказывание, основной мыслью которого была бы пословица «Неправ
дой весь свет пройдёшь, да назад не воротишься». По возможности использовать слова с не. Домашнее задание: упр. 323 из пособия В. Ф. Грекова и др.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: