Н. А. Некрасов. Поэзии «Тройка», «На смерть Шевченко»

  

Поэтическое новаторство автора, объединение поэзии с прозой, приближение поэтического языка к разговорной интонации; перекликания с Шевченко.

Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание и значение поэзий Некрасова, его новаторство; развивать навыки анализа лирических произведений, умение обоснованно доказывать свои суждения; воспитывать чувство гуманизма, эстетичные вкусы.

Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений, иллюстрации к ним; аудиозаписи.

Тип урока:  комбинированный.

Ход урока

I.             Организационный момент.

II.            Мотивация учебной деятельности.

Учитель. У каждого народа есть верные сыновья, мужественные защитники. Поэтому не удивительно, что между такими верными сыновьями разных народов существует духовная родственность. Речь идет о Н. Некрасове и Т. Шевченко. Кто-то должен был положить на алтарь Отчизны все свои силы, талант, мужество. Сегодня на уроке мы рассмотрим связи двух выдающихся людей - Н. Некрасова и Т. Шевченко, а также то, что нового внес в русскую и мировую поэзию поэтический дар Некрасова.

III.           Объявление темы и цели урока

IV.           Актуализация опорных знаний

1.             Выразительное чтение, анализ и собственное оценивание с обоснованием стихов Н. Некрасова.

2.             Приведение примеров художественных средств из поэзии Некрасова и выяснение их роли в художественном тексте.

V.            Восприятие и усвоение нового учебного материала.

1. Слово учителя.

Как мы уже говорили, Некрасов в своем творчестве всегда проникался судьбой женщин, хорошо помня жизнь своей матери, наблюдая за трагедиями других женщин.

Какая-то случайная встреча на дороге - и родился стих «Тройка» (вспомните сразу тройку у Гоголя!).

  • Почему ты пристально смотришь на дорогу,
  • Без веселых подружек стоишь?
  • Наверное, сердце поднимает тревогу –
  • И лицо вспыхнуло яснее.
  • И почему спешишь суетливо
  • Хочешь тройку догнать?..
  • Чтобы на тебя, стройную и красивую,
  • Засмотрелся корнет молодой.
  • Засмотреться на тебя не чудо,
  • Полюбить тебя каждый не прочь:
  • Вьется лента красная игриво
  • В косе твоей, черной как ночь;
  • Сквозь румянец на щечке смуглявой
  • Пробивается нежный пушок,
  • Смело смотрит взгляд лукавый
  • Из-под твоих полукруглых бровок.
  • Странный взгляд чернявки-дикарки,
  • Полный чар, которые возбуждают кровь,
  • Старика подобьет на дары,
  • Бросит в сердце юношеское любовь.
  • Поживешь в роскоши ты вволю,
  • И легка твоя будет жизнь...
  • И не то тебе пришлось на судьбу:
  • С мужиком будешь жить без прока.
  • Подвязав вверх подолки, Перетянешь ты груди свои,
  • Будет бить человек без водки,
  • Дни отравит свекровь твои.
  • Отцветешь от тяжелой работы
  • Ты, не успев расцвести, за миг,
  • И погрузишься ты в сон и заботы,
  • Будешь нянчить, детей своих.
  • И в лице твоем, полном горение
  • И жизнь,- мигом появится ужас,
  • Вечное выражение тупого терпения
  • И бессмысленный, страшный испуг.
  • И спрячут в глубокую могилу,
  • Когда путем ты пройдешь своим,
  • Зря растраченную силу
  • И жизнь, не согретую никем.
  • Не смотри же, печальная, на дорогу
  • И за тройкой ты не спеши,
  • И тоскливую на сердце тревогу
  • Навсегда ты в себе заглуши!
  • Не догнать тебе тройки прыткой… 

3.             Словарная работа по вопросам учеников.

4.             Обмен впечатлениями от прочитанного.

5.             Эвристическая беседа, выполнение задач поисково-исследовательского характера, проблемные вопросы.

Что напоминает общим звучаниям стих (особенно начало)? В каком духе изображена девушка? Какие условные части можно определить в поэзии? Идет ли речь в стихе о тяжелых общественных условиях, общественном деспотизме?

К какому виду лирики принадлежит этот стих Некрасова? Обоснуйте свое утверждение.

6.             Прослушивание аудиозаписей (выразительное чтение, песня).

Какое настроение вызывает это произведение, почему?

7.             Выразительное чтение стиха Н. Некрасова «На смерть Шевченко».

8.             Словарная работа по вопросам учеников.

9.             Обмен впечатлениями от прочитанного.

10.           Эвристическая беседа.

Как понять первые четыре строки стиха, особенно вторую строку? Какие строки произведения можно считать краткой поэтической биографией Шевченко?

С каким выражением автора можно не согласиться, зная о Шевченко?

Каким возникает Шевченко в стихе Некрасова?

Какие черты характера, качества Шевченко вы бы добавили еще, опираясь на свои знания по украинской литературе?

?             Что, по вашему мнению, сближает этих двух великих поэтов? (Похожее раскрытие темы женской судьбы в творчестве обоих писателей; активная гражданская позиция; обращение к народу с призывом к пробуждению, осознанию собственной силы и достоинства; пылкая защита интересов народа; обращение к фольклорным традициям родного народа).

?             В чем заключается новаторский характер поэзии Н. Некрасова? (Объединение поэзии с прозой, приближение поэтического языка к разговорной интонации).

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Учитель. Соедините примеры художественных средств, которые встречаются в стихах Некрасова, с их определением.

VII.         Домашняя задача.

Индивидуальное: подготовить сообщение о США II половины XIX столетия.

Для всех: выучить наизусть стих «На смерть Шевченко».

VIII.        Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

•              Мне кажется, что стихи Некрасова интересные с точки зрения…

•              Меня поразило…

•              Я считаю, что в наше время…

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: