Народность в творчестве Пушкина

  

Величайшим художественным достижением Пушкина конца 1825 года, в результате программной работы над трагедией «Борис Годунов», и было это новое, глубоко философское, пропущенное через призму народности, восприятие жизни. Народность есть важнейшее качество и особенность именно пушкинского реализма (или, по словам Пушкина,— «поэзия действительности»). В 1830-е годы в его творчестве главной станет тема: «судьба народа, т. е. соединение исторического начала с демократизацией литературы». Именно в последние годы тема «простого народа»— тема русского крестьянства — «становится едва ли не доминирующей темой в творчестве Пушкина». Народность помогла ему уже в болдинскую осень, в незавершенном произведении «История села Горюхина», понять закономерность рождения бунта крепостных. Бунт горюхинских мужиков лишь «эпизод скорбной истории разоряемых мужиков обнищалого поместья».

«История» не была кончена, но тема осталась — Пушкин принимается за роман «Дубровский». «Здесь бунт уже достигает несколько более крупных масштабов». И характерно, заявляет исследователь, что в момент, когда Пушкин «описывал бой между шайкой Дубровского и правительственными войсками в лесу, он набросал программу нового романа, в котором тема крестьянского бунта вырастает до темы крестьянской революции и где вождем восставших крестьян был уже не дворянин Дубровский, а казак Пугачев».

Глубокий смысл понимания народности как важнейшего элемента художественного метода Пушкина Б. В. Томашевский показывает на конкретном примере противоречия между собственно политическими убеждениями писателя и его художественным исследованием истории и современности. В 1830-е годы «Пушкин был далек от проповеди «насильственных потрясений», т. е. революции». И в то же время «тема революции стояла перед Пушкиным как историческая тема, более того как историческая проблема, определяющая будущие судьбы России». Вот почему тема революции, привлекая внимание Пушкина, рассматривается и решается им и на русском и на западноевропейском материале («К вельможе», «Сцепы из рыцарских времен», «Джон Теннер» и др.).

Исследование проблемы приводит ученого к важному выводу: «Замечательно, что сочувствие крестьянской революции не вытекало непосредственно из системы политического мышления Пушкина, который был либеральным последователем Монтескье, Вольтера, Бенжамена Констана и Сталь и сам неоднократно высказывался за умеренную конституцию английского типа. Но с его программными взглядами боролись глубокое историческое чутье и инстинкт художника, проникавшие в истинный смысл «судьбы народа»« . Можно не соглашаться с некоторыми конкретными суждениями исследователя, но общий его вывод глубоко справедлив — реализм Пушкина, коренной особенностью которого была народность, народность все время развивавшаяся, углублявшаяся, обусловил возможность создания великих произведений 1830-х годов, которые в формах художественного позна ния действительности выражали авторское сочувствие к «насильственным потрясениям» и тем высоким героям, которые осуществляли это «потрясение».

Г. А. Гуковский показал, как в начале 1820-х годов Пушкин развернул громадную по масштабу и беспримерную по напряженности работу по пересмотру романтического мировоззрения и выработке нового реалистического метода. Пушкину было суждено понять объективную связь идеалов свободы с исторической «целенанравленностыо развития демократических масс». Действовавшие в то время декабристы, чьей борьбе сочувствовал всем сердцем Пушкин, были далеки от народа и готовились совершить революцию без участия крепостных. Их самоотверженная борьба освящалась романтическими идеалами, покоилась на культе героической личности, способной ценой своей жизни купить свободу для других.

Связанный с идеологией дворянской революционности, вдохновленный декабристской идеей освобождения отечества от феодально-крепостнических и самодержавных пут, Пушкин еще до катастрофы 14 декабря поднялся над исторической ограниченностью декабристов («Борис Годунов»). Он выдвинул идею демократической народности, заинтересовался народными восстаниями, поставил вопросы социально-исторического развития общества и человека. Так обстоятельства общественной жизни страны, историческое развитие России 1820-х годов определили выработку Пушкиным нового художественного метода, нового мировоззрения.

Трактовка реализма Пушкина Г. А. Гуковским наполнена ясным конкретно-историческим содержанием: реализм определил выход художника за пределы личности, поглотившей весь мир, как это было в романтизме, выход к объективному миру народной жизни, в которой личность выступала как продукт исторического развития общества. Реализм впервые в истории искусства стал объяснять человека обстоятельствами его жизни. К началу XIX века само понятие «обстоятельства» приобрело новое, совершенно конкретное содержание. В эпоху гибели феодально-крепостнических порядков, утверждения нового буржуазного строя, бурного становления наций стало очевидным, что объяснять человека — значит показывать обусловленность его характера, его убеждений, его взгляда на мир, его поступков обстоятельствами социального, исторического и национального бытия.

Тем самым с необыкновенной силой повышалась общественная активность искусства. Объясняя человека, реализм переносил внимание на среду, в которой жил человек, от которой зависел и которая определяла его чувства и дела, всю его судьбу. Так реализм подвергал суду действительность, губившую человека, выносил строгий и беспощадный приговор античеловеческим условиям жизни. «Личность человека в его реальности, психологической, жизненной, вещественной, материальной, обожествленная и разросшаяся до метафизической всеобщности в романтизме, была спасена, возвращена на землю и истолкована реализмом путем включения ее в общественные связи»

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: