Новые приключения Фауста

  

С течением времени Гете сам перестал верить, что когда-нибудь напишет вторую часть. Поэтому он решил включить в автобиографию в Из моей жизни. Поэзия и правда рассказ о том, как ему мыслилась дальнейшая судьба героя. Вот наметка плана второй части, написанная; в 1816 г. В начале второй части мы находим Фауста погруженным в сои. Его окружают хорь: духов, которые в видимых символах и прекрасных гимнах воспевают наслаждение, даваемое почетом, славой, могуществом и властью. За их манящими речами и мелодиями скрывается, однако, ироническое отношение ко всему этому. Он пробуждается окрепшим и ощущает, что вся прежняя власть над ним чувственности и страсти исчезла. Его дух, очистившийся  и  снова свежий, стремится   к  самому высокому.

Появляется Мефистофель, весело и занимательно рассказывает ему о созванном императором Максимилианом собрании князей; Мефистофель описывает, как бы глядя в окно, все происходящее на площади, чего Фауст не видит. Затем он сообщает. что   в   одном   из   окон   ратуши   видит   Императора, беседующего с кем-то из князей, и уверяет Фауста, что властитель справляется о том, где находится Фауст и нельзя ли его привести ко двору. Фауст дает себя убедить, и его плащ делает возможным их быстрый перелет. В Аугсбурге они останавливаются в уединенном месте, и Мефистофель отправляется шпионить. Фауст тем временем предается своим прежним сложным размышлениям о требованиях к самому себе, и когда Мефистофель возвращается, Фауст выдвигает странное условие: Мефистофель не смеет входить в зал и должен оставаться на пороге - это затем, чтобы в присутствии Императора не было никаких фокусов и наваждений. Мефистофель соглашается. Мы переносимся в большой зал, где Император, только что вставший из-за стола, подходит с одним из князей к окну и выражает желание обладать плащом Фауста, что позволило бы ему поохотиться в Тироле, а завтра утром снова оказаться на заседании. Докладывают о прибытии Фауста, к Император милостиво принимает его. Все вопросы Императора клонятся к тому, как при помощи волшебства устранять жизненные трудности. Фауст в ответ говорит о высших требованиях и более высоких целях. Император не понимает его, придворные еще меньше. Разговор становится путанным и затухает, Фауст в растерянности оглядывается, ища Мефистофеля, тот сразу же появляется за его спиной и отвечает за него. Беседа становится оживленной, приближаются другие лица, и все радуются чудесному гостю. Император просит вызвать духов, и ему обещают это. Фауст уходит, чтобы сделать необходимые приготовления. Мефистофель мгновенно принимает его облик, начинает развлекать женщин  и девушек, становится в их глазах совершенно неоценимым, так как, чуть коснувшись, он убирает бородавку с руки одной, довольно грубо надавив своей замаскированной конской ногой, избавляет от мозолей другую, а одна блондиночка, не брезгуя, позволяет ему коснуться своими костлявыми и острыми руками ее личика, когда он обещает ей убрать с него веснушки, в чем она убеждается, взглянув в карманное зеркальце: веснушки исчезают одна за другой. Наступает вечер; сам собою возникает волшебный театр. Появляется фигура Елены. Замечания дам об этой красавице из красавиц вносят оживление в эгу довольно страшную сцену. Явление Париса: мужчины делают о нем замечания, подобные тем, которые делали женщины об Елене. Мнимый Фауст (на самом деле это Мефистофель) находит справедливыми мнения обеих сторон, происходит очень веселая сцена. Зрители не могут прийти к согласию, кого вызвать третьим; духи, ожидающие вызова, начинают волноваться; появляется одновременно еще несколько знаменитых фигур. Возникают странные отношения, пока, наконец, не исчезают и театр и призраки. Настоящий Фауст, освещенный гремя лампами, лежит в беспамятстве на задней плане. Мефистофель удирает; высказывается подозрение о двойниках, и всем становится не по себе.

Когда Мефистофель снова встречается с Фаустом, тот одержим страстью. Старинный замок,  чей владелец   воюет   а   Палестине,   а   управитель   занимается колдовством, должен стать жилищем нового Лариса. Появляется Елена, при ПОМОЩИ  волшебного кольца ей возвращается телесность.  Ей чудится,  будто она только что вернулась из Трои   в Спарту. Все вокруг выглядит пустынным, ей недостает общества, особенно мужского,   без  которого   она  всю  жизнь   не   могла обходиться.  Входит  Фауст  в облике немецкого рыцаря  и  кажется  ей  очень  странным  по  сравнению с  древними  героями.   Сначала  он  вызывает ее  отвращение, но так как он умеет льстить,   она  постепенно  начинает  благоволить ему,   и  он   становится преемником многих героев и полубогов. От этой связи рождается сын,  и   стоит  ему  только   появиться на свет, как он уже пляшет, поет и рассекает воздух словно  ударами  рапиры.   Надо,   однако,   знать,   что этот замок окружен волшебной границей, в пределах которой  только  и возможны этиправдоподобные   происшествия.   Быстро  растущий  мальчик   доставляет матери много радостей. Ему позволяют все, но не разрешают переходить через один ручей. Но однажды в праздник  он  слышит раздающуюся оттуда  музыку  и  видит,   как  там  танцуют крестьяне и воины. Он переходит границу, смешивается с толпой, оказывается втянутым в потасовку, ранит многих, но в конце концов сам убит священным мечом. Волшебник-управитель   замка   вызволяет   его   труп. Мать безутешна, ломая в отчаянии руки,  она сдергивает с  пальца кольцо и  падает на руки   Фауста, но он обнимает только ее пустое платье. Мать и сын исчезают.

Владелец замка погиб а Палестине. Фауст, считал себя достаточно вооруженным, отпускает Мефистофеля и управителя, ведет войну с монахами, мстит за смерть своего сына и добывает большую добычу. За это время он состарился, и что будет дальше, выяснится, когда мы соберем отрывки или, точнее, различные наработанные места этой второй части и тем самым сохраним то, что сможет заинтересовать читателей». Подготовив это изложение второй части, точнее, ее первых четырех актов, Гете, однако, не включил его в автобиографию. Оно осталось среди бумаг и было обнаружено лишь после его смерти. Использовав мотивы старинного предания, Гете расцвечивает их своей фантазией и создает пеструю картину, полную событий. Он перемешивает образы античных легенд с фигурами средневековья. Эпизод, составивший содержание фрагмента «Елена», занимает в плане лишь одну строку («Ей чудится, будто она только что вернулась из Трои в Спарту»),   Все   остальные происшествия новые.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: