О большой исторической заслуге предшественников Шекспира

  

Английская гуманистическая драма начала развиваться примерно с середины XVI века; но только на рубеже 80-х и 90-х годов XVI века в Англии появилась плеяда драматургов, творчество которых знаменовало решительное утверждение в театре принципов гуманистического искусства.» Эту группу драматургов по традиции называют «университетскими умами»; высокообразованные для своего времени люди, они каждый по-своему содействовали обогащению всех драматических жанров. Джон Лили (1553-1606) создал так называемую «романтическую» комедию с причудливым сочетанием реалистических бытовых зарисовок и элементов фантастики; Роберт Грин (1560-1592) в пьесе «Джордж Грин, уэкфилдский полевой сторож» в полный голос сказал демократическому театральному зрителю, что человек из народа ничуть не ниже, но, наоборот, выше по своим духовным качествам своевольных баронов.

Кристофер Марло (1564-1593), талантливейший из предшественников Шекспира, вывел на сцену титанические личности, великие и в созидательных стремлениях, и в злодейских замыслах; он придал трагедии внутреннюю стройность, а усовершенствованный им белый стих стал гибким и вырази1 тельным средством передачи мыслей и чувств персонажей.

Когда Шекспир в конце 80-х годов приехал из родного Стрэтфорда в Лондон, «университетские умы» были властителями дум в театре. Успех их драматургии у широких кругов лондонского зрителя - от изысканных аристократов до самых демократических слоев населения, - их идейные и эстетические завоевания и, главное, раскрытие ими огромных, еще далеко не полностью исчерпанных возможностей сцены поразили мысль и фантазию молодого поэта; и с тех пор жизненный путь Шекспира был неразрывно связан с театром,

В труппе Ричарда Бербеджа, в которую вступил Шекспир, он был вначале актером, а затем одним из пайщиков театра; для этой труппы и были написаны им его великие произведения, скоро затмившие даже высшие достижения его старших собратьев по перу. Тесная связь Шекспира с театром Бербеджа продолжалась до 1612 года, когда поэт покинул Лондон и уехал на родину, в тихий городок Стрэтфорд-на-Эйвоне, затерявшийся среди зеленых холмов Уорикшира, где и скончался 23 апреля 1616 года.,1.

Ограниченность достоверных данных о жизни великого поэта дала повод реакционным литературоведам XIX и XX веков выступить с попытками отрицать за Шекспиром авторство его произведений. Основным аргументом этих нападок служила и служит барски-пренебрежительная мысль, что сын ремесленника, получивший недостаточное образование в стрэтфордской грамматической школе и служивший актером в театре, не мог создать столь великолепных произведений.

Драматические шедевры Шекспира в значительной степени затмили его творчество как эпического и лирического поэта. Л между тем эта часть шекспировского наследия представляет большой интерес. Даже если бы Шекспир не написал ни одной комедии, трагедии или хроники, он все равно вошел бы в историю мировой литературы как талантливейший поэт английского Возрождения.

Из эпических произведений Шекспира наиболее ценными в идейном и эстетическом отношении являются две большие поэмы: «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция», опубликованные соответственно в 1593 и 1594 годах и посвященные графу Саутгемптону, которого не без основания считают покровителем молодого поэта. Остальные эпические опыты Шекспира - «Страстный пилигрим», «Жалобы влюбленной», :;Феникс и голубка» - носят на себе печать незавершенности, фрагментарности; это скорее ученические произведения.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: