О. Генри гуманист каменных джунглей (по новелле «Последний листок»)

  

Непревзойденный, настоящий мастер короткого рассказа О. Генри вошел в историю литературы на фоне бурного развития капитала и бизнеса, когда нашествие коммерциализации американского общества подавляло и истребляло в людях чувства доброты и духовности. О. Генри - псевдоним Вильяма Портера, который имел трудную судьбу, даже как-то был заключенным. Первая проба пера писателя состоялась именно в тюрьме, где он и избрал себе псевдоним. Герои произведений О. Генри - это среднестатистические «маленькие, обычные» люди американского общества: клерки, учителя, художники, фотографы, стенографистки.

Всех их писатель изображает как носителей идеи гуманизма. Эти люди живут чувствами дружбы, самопожертвования, любовью к ближнему, стремлением создавать добро, хотя они подавлены буржуазной действительностью. О. Генри в своих героях стремится развить чувство к прекрасного, нарушить их механическое движение жизни, разбудить ум, человечность, поскольку писатель жил в стране, где были созданы условия к наибольшему восприятию людьми циничного прагматизма жизни. Та философия жизни для О. Генри - это старание быть, прежде всего, Человеком с прописной буквы, несмотря на убожество и заброшенность личного быта. В своей новелле автор использует литературный прием - противопоставление равнодушному обществу чрезвычайных, неординарных поступков отдельных людей, которые побуждают читателя к самоуважению, оптимизму, принуждают задуматься о силе и слабости своей воли.

В новелле «Последний листок» писатель изображает нехитрое помещение художников и их будничную жизнь, преисполненную маленькой радости и забот. Так произошло, что художники с их романтическим восприятием действительности благодаря низким ценам на нанимаемое жилье в этом районе города, заселили почти все островерхие крыши в стиле восемнадцатого столетия, так называемые голландские мансарды. Вот в таком непритязательном помещении жилы две молодые девушки-художницы. Их связывало одинаковое мировоззрение, взаимная поддержка и духовная близость. Из их окна было виден пасмурный двор и глухая стену кирпичного дома, по которой вился плющ, цепляясь за трещины в кирпиче, оплетая всю поверхность здания своей пожелтелой дрожащей листвой.

Стояла глубокая осень. Именно в настоящее время одна из молодых художниц - Джонси - заболела. У девушки и так была затруднительная, бедная жизнь, и болезнь совсем ее обессилила, поэтому Джонси потеряла смысл жизни, стала равнодушной к своему существованию. Она смотрела в окно и видела пасмурное небо, снег с дождем и дрожащая пожелтелая листва старика плюща, который постепенно терял свою осеннюю листву. В болезненном сознании девушки пылала мысль о том, что последний листок плюща - это ее последнее дыхание и что она умрет, когда упадет последний лист.

Казалось бы, ничего уже нельзя сделать? А возле нее были друзья, коллеги, такие же непритязательные к судьбе, как и она сама. Подруга больной, Сью, «делала все от нее зависящее, чтобы вырвать Джонси из когтей смерти. Она успокаивала ее, старалась отвлечь разговорами и своими действиями от грусти и тоски, уговаривала принимать лекарство и есть. И все было напрасно, на плюще оставался последний листок, с падением которого улетит и душа Джонси.

Сосед девушек, художник Бергман, увидев, что опал и этот последний листок плюща, листок последней надежды Джонси, решил любой ценой спасти надежду девушки. Дождь со снегом, пронзительный ледяной ветер - а Бергман ночью, стоя на стремянке, рисует на стене СВОЙ шедевр - плющ с последним листком. Утром, когда Джонси попросила поднять штору, она увидела, что листок все еще держался. Подсознание художницы начало работать в обратном направлении - на выздоровление. Днем пришел врач и стало очевидно, что смерть отступила, угроза жизни прошла. Старый Бергман наконец осуществил свою мечту: создать шедевр, но не выдержал физически, он, рисуя на пронзающем ветре, весь взмок, замерз, заболел и через два дня умер, а его искусство спасло молодую жизнь.

Так О. Генри обращает внимание «маленьких» людей на то, что американская мечта - проснуться богатым, - не достойна стремления обогащения любой ценой. Так как честные, порядочные люди уже владеют бесценными сокровищами души, и это, по морали О. Генри, является главным достоянием общества.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: