Образ человека труженика на примере рассказов Грина

  

Но все же главным богатством человека писатель считает труд, умение трудиться, любовь к труду. Через все творчество Грина проходит уважение к человеку-труженику, к человеку, способному воплотить в действительность любую, самую, казалось бы, фантастическую мечту. По Грину, хорошо трудится только тот, кто умеет мечтать, а мечты сбываются только у того, кто умеет трудиться. В рассказе «Сердце пустыни» трое приятелей-бездельников, всем пресыщенных, разуверившихся в жизни и в человеке, решили подшутить над четвертым - романтиком и фантазером. Они рассказали ему, что в глуши африканских лесов есть уголок, называемый «Сердце пустыни», где семь семей, удалившихся от сутолоки окружающей жизни, построили для себя чудесный поселок и живут там спокойной красивой жизнью.

Четвертый - Стиль - поверил в рассказ, тем более, что ему был сообщен точный маршрут, и отправился искать этот сказочный уголок. Через два года он вернулся, и когда приятели решили, что он пришел рассчитаться с ними за их выдумку, Стиль объявил: «Я сделал Сердце пустыни. Я! Я не нашел его, так как его там, конечно, не было, и понял, что вы шутили. Но шутка была красива...». Вот что было важно «шутка была красива»1. Эта красота замысла вошла в сердце Стиля: он построил в глуши лесов красивый городок, нашел семь превосходных семей, поселил их там и теперь пришел пригласить приятелей посетить этот уголок. Руки труженика, одухотворенные мечтой о красоте, сделали свое дело: поселок «Сердце пустыни» родился. Но победа Стиля возродила и его друзей: они поверили в человека, в его способность создавать красоту своими руками, и один из них даже спросил: «Быть может, надо еще жить, а? - Советую,- сказал Стиль».

Люди же, не понимающие труда, разрушающие что-либо, созданное руками человека, вызывают резко отрицательное отношение писателя. Водном из сравнительно ранних рассказов - «Малинник Якобсона» (1910) - деревенский парень, пришедший на заработки в город и здесь голодающий, со слепой яростью ломает малинник старого эстонца Якобсона, кажущийся ему воплощением мещанской собственности, самодовольства и тупой сытости. Но малинник этот - плод десятилетнего труда человека, создавшего сад своими руками. И бессмысленное уничтожение того, что создал другой человек, даже если тебя на это толкает голод и собственная нищета,- не борьба за справедливость, а просто хулиганство. И писатель решительно осуждает поступок своего героя, казалось бы, такого близкого и понятного Грину, так напомнившего ему его собственную судьбу. Парень ждет, что хозяин сада изобьет его, как поступил бы в таком случае любой собственник-мещанин, для которого нет ничего дороже его личного богатства, и который за покушение на это богатство может убить.

Но труженик - не мещанин, не собственник. Хозяин сада седеет на глазах у ошеломленного бродяги и просто выбрасывает его за забор, как выбросил бы он любой камень или чурбан, случайно попавший в сад. Наиболее ярко воспитательное, облагораживающее влияние труда на человека показано в рассказе «Вор в лесу», написанном Грином уже в последний период творчества (1929). Вор Мард отправляется вместе с приятелем Каролем на розыски им же самим придуманного клада. Но по дороге, опасаясь расправы за выдумку, Мард прикидывается больным и остается в лесу, а приятель продолжает путь дальше. Через некоторое время Мард решает сделать себе плот и на нем спуститься до ближайшего селения. Он начинает рубить деревья, и «эта работа понравилась ему: медленное падение деревьев, самый звук топора - звонкое, сочное щелканье - и отчетливые линии пристраивающихся один к одному на веселой воде свежих стволов,- вся новизна занятия пленила Марда...

Назначив себе сто штук, Мард, однако, увлекся и навалил двести, но, когда они вытянулись плотом на песке, не стерпел и прибавил еще пятьдесят». Причем ему особенно понравилось, что это был труд свободный, не подневольный: «Никто ему не мешал, не лез с советами, не подгонял, не останавливал». Так человек, не привыкший трудиться, впервые почувствовал прелесть настоящей работы, созидания чего-то своими руками. Мард приплыл в поселок, продал плот и стал собираться вновь па свои «лесозаготовки». Он только хотел разыскать Кароля, чтобы вместе с ним отправиться в лес. И они встретились. Но теперь встретились не два бывших приятеля, а два человека с противоположным отношением к жизни: один, уже познавший радость труда, а другой, оставшийся вором. Мард зовет приятеля с собой, а Кароль требует признания: где клад?! «Мард упорно твердил: «Клада не было. Вот клад: мозоли мои!». Кароль убил Марда, но тот перед смертью прохрипел: «Не вовремя убиваешь ты меня, Кароль. Я хотел... делать плоты... хотел... и тебя взять.

Мы по праву гордимся, что тема перевоспитания человека в процессе труда стала одной из ведущих тем литературы: «Правонарушители» Сейфуллиной, «Аристократы» Погодина, «Педагогическая поэма» Макаренко - произведения, отражающие сложнейшую борьбу Советской власти за воспитание нового человека, вошли в золотой фонд литературы. И одно из первых произведений на эту тему - рассказ Грина «Вор в лесу», отражающий те идеи, которыми жила современная ему действительность, занимает в ряду подобных произведений свое заметное место.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: