Образ героя в творчестве Ивана Багряного

  

Одной из особенностей багряновских текстов является образ героя, который по обыкновению является центральным персонажем данного произведения. Пренебрежение национальной революции, уничтожение творческой элиты революционного поколения, поражение Повстанческой армии во Второй мировой войне ставит Багряного перед проблемой «неисторичности» своей нации, ее управляемости обстоятельствами. Автор подчеркивает, что историю создают особые люди вместе со своим народом — выходцы из масс, развитые, образованные, лучшие его представители, которые через всестороннее интеллектуальное, национальное, физическое самосовершенствование являются творцами идей (от политических до религиозных).

Сильные, непересекающиеся личности отличаются сверхчеловеческими чертами: феноменальным ресурсом организма и всесторонней одаренностью — памятью, интеллектом, моральной твердостью. Этот образ приближается к романтическому понятию гения или героя: «Что значит невозможно? Как не существовало и понятия не умею. Он с ученических лет полюбил английскую, кем-то рассказанную ему, ответ на вопрос — или умеете играть на рояле? — не пробовал, может, и умею». В поэме «Скелька» крепостной-мятежник Данил демонстрирует мужество, хитрость, организаторские способности; черты характера Ольги («Разгром») — моральный максимализм, смелость, независимость мышления и действий; в тексте «Человек бежит над пропастью» украинский Мересьев — Максим Колот — несколько недель без пищи идет по снегу почти босиком, получает духовную победу над всеми мучителями; в «Саду Гетсиманском» Андрей Чумак проявляет нереальную выносливость в тюрьме; протагониста сатирической поэмы «Антон Беда — Герой труда» характеризует величие прощения врагов.

Начало XX столетия ознаменовалось развитием технологий, революционным движением во многих странах, «опьянением» от глубины общественных и мировоззренческих преобразований. Багряный верит в способность людей, а не экономических факторов, влиять на ход истории. Сильные, смелые личности являются «избранниками» Бога, с ними всегда благословение, содействие, улыбка судьбы. В «Тигроловах» эта идея выражена в ряде пословиц, которые прославляют риск и силу: «Смелые всегда счастливы»; «Бог не без милости, казак не без счастья». Именно «смелые» являются элитой, настоящей аристократией. Принадлежность героев Багряного к новой аристократии также базируется на твердости их убеждений, оптимистичном расположении духа, выдающихся личных качествах. Принципиальные тенденции построения такого образа имеются уже в ранней поэме «Скелька». В центре всех художественных коллизий — лидер, которого отличает непересекающийся характер и связь с традицией — он потомок старой элиты:

Данил был как будто атаман;
Хоть молодой, но умный, смелый.
Он выглядит, как настоящий сын казачий.
Так часто грезил он средь липкой мглы —
Как встанет слава, и бой кровавый грянет,
И сверкнет меч...
Гей, силы в нем гудели…

Сверхчеловеческая природа новой расы господ проявляется в победе над миром природы («Тигроловы»), собственными иллюзиями («Огненный круг»), а также в победе над другими нациями: россиянами («Тигроловы» и «Сад Гетсиманский»), итальянцами («Человек бежит над пропастью») и немцами («Разгром», «Огненный круг»).

Вопреки всей неоднозначности багряновской версии украинских проводников, она может пригодиться при создании национальной аристократии, без которой невозможно развитие и сохранение отечественной культуры.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: