Образ Рыцаря в драмах Леси Украинки

  

Поэтесса, что одной из ведущих тем своего творчества избрала тему призвания поэта, певца, его места в освободительной борьбе, не могла обойти этого и в произведении, посвященном движущим силам революции. В поступках Принцессы, которая облачилась в Рыцари и вместе с рабочими пошла на приступ ледяной горы в борьбе за волю, указан путь, которым должен идти поэт. Ее слова, обращенные к рабочим, это слова самой поэтессы, которая еще в 1901 году писала в цикле «Ритмы»:

  • Непобедимо стремлюсь я поставить
    там высоко красную короговку
    где и сам орел гнездо не смеет свить!
    Через четыре года Принцесса вручает рабочим красное покрывало со словами:
    Возьмите мое красное покрывало
    не день, не два его я шелком шила.

Писательница великого творческого диапазона, Леся Украинка в своих драмах бурных лет революции главное внимание уделила самым острым вопросам политической идейной борьбы трудящихся масс.

1905—1907 годы в драматургии Леси Украинки — годы небольших произведений, одно- или двухактных поэм, диалогов. В эти годы поэтесса производит безукоризненную технику диалога, основанную на железной логике развития мысли. Закончился период становления драматурга, отныне Леся Украинка уже будет выступать как зрелый мастер драматургии, каждое произведение ее будет представлять выдающееся явление в истории украинской литературы.

Наибольшее свое произведение — драму «Руфин и Присцилла» — Леся Украинка писала в течение 1906—1910 годов. В «Руфине и Присцилле» она развенчала основы, теорию и практику христианства, как религии усмирения, социально враждебного прогрессу.

Вопросы, затронутые в «Руфине и Присцилле», и дальше беспокоили великую поэтессу. Тема больших перепутий и поисков единственно верного пути к социальному освобождению в известной мере воплотилась и в произведениях, написанных в период реакции, в частности в драматических поэмах «На поле крови» и «Йоганна, женщина Хусова».

В драматической поэме «На поле крови» Леся Украинка заклеймила народным презрением изменников и саму возможность измены, чем решительно выступила против тех писателей-декадентов и ренегатов, которые силились «оправдать» предательство. В 1909 году Леся Украинка окончательно закончила начатую еще в 1897 году драматическую поэму «В пуще» — трагическую повесть об «отважном, свободном и непримиримом, покорном только правде и красоте» скульпторе, талант которого похоронен в пущах Северной Америки, повесть о «похороненном артисте» (один из вариантов названия произведения). Это произведение убедительно доказывает, что личной свободы писателя не достаточно для того, чтобы его талант рос и развивался. Личная свобода писателя в капиталистическом мире иллюзорна, лицемерна.

Давняя мечта Леси-Украинки— написать произведение, в котором бы она щедро использовала богатства народной фантазии, хранящейся в поверьях, переводах, легендах и песнях, хорошо известных ей еще со времен быта на Волыни, была осуществлена в гениальной драме-феерии «Лесная песня», написанной летом в 1911 г. в Кутаиси. В ней воплотилась любовь поэтессы к родной Волыни, ее красота, размышления над судьбой и бессмертием творческих сил украинского народа. Нимфа пробуждает в Лукашеве неизвестные ему, скрытые чувства красоты, музыки, необычный талант. Мавкина борьба за человеческое в человеке, за человека — венец совершенства природы — будто заканчивается трагически. Беда постигла людей. Умер дядя Лев — знаток лесных тайн, воплощение народной мудрости; несчастливой была любовь Нимфы и Лукаша, а сам Лукаш замерз в лесу. Однако Нимфа имеет в сердце «то, что не умирает». Весной опять оживет она зеленой ивой — и новые люди будут играть новые песни, вслушиваться в мелодии, что будут возникать в шелесте ивовых ветвей, в пении свирели. Жизнь нельзя убить, как ни можно убить вечно живое стремление человека к воле, к счастью, к творению красоты. В этом и заключается жизнеутверждающая идея произведения Леси Украинки. «Но и зиме в мире есть конец», - заканчивается «осенняя сказка», оживет в новом мире и Принцесса, и Нимфа — образ, из другого, взлелеянного в мечтах мира.

Таким, как Нимфа, нет счастья в старом мире, где человека искажают. Нимфы созданы для новой жизни в мире, в котором человек свободно разовьет все свои таланты, в котором не будет ни зависти, ни подлости, ни коварства. Где человек будет прекрасен физически и духовно, будет жить для людей и в этом будет видеть свое наивысшее счастье. Где ее духовное богатство будет такое безгранично большое, что человека будет огорчать только одно — она не сможет временами всю себя отдать людям — и ближним, и дальним. То будет очаровательный мир красоты — красоты людей, красоты человеческих отношений, красоты любви, красоты природы, наивысшей гармонии природы и человека. Нимфа возродится в том мире, к которому придет и Лукаш, навсегда избавившись от всего, что было в нем от собственнической психологии. Искусство станет неотъемлемой особенностью каждого, труд и творчество станут одним целым. Нимфа и была поэтической мечтой о такой жизни. Нимфе нельзя было лишь ожидать этого счастья, она боролась за нового человека уже в старом мире, и ее столкновение с этим миром было трагическим. Такая была Нимфа, такой был лирический герой Леси Украинки, и в них поэтесса воплотила частицу самой себя.)

В последнем монологе Нимфы отражено материалистическое понимание мира, мысль о вечности материи, о том, что в жизни ничего не исчезает, все обновляется и что наступит такое время, когда осуществится полная гармония в жизни человека:

Легкий, пышный пепелок
ляжет, вернувшись, в родную землю
вместе с водой там срастит иву, -
станет началом тогда мой конец.
Будут приходить люди
бедные и богатые, веселые и грустные
радости и тоску будут нести мне
им говорить душа моя будет.

Краткий пересказ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Русский язык и литература/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный Отличник