Образа крепостных в произведениях Г. Вовчка

  

Украина... Как много чувств вложено в это слово! Какая она неповторимая в своей живописной красоте! Та красота и величие нашей земли переплетены с грустью трагических страниц ее истории. Такая судьба этой земли, которая все время ее изрывали в клочья на части и не знала она покоя от злых врагов. Наш народ прошел через жестокие битвы, кровавые бои с Польшей, испытал своеволие русского царя. Украина достойно вынесла все испытания. А силой мужества и стойкости ее сынов была любовь к родной земле. Ярким примером неразрывного единства родины и гения есть жизненный и творческий путь знаменитейшего Кобзаря. Несмотря на тяжелые испытания, что обжиги на судьбу Т. Шевченко, незабываемыми остаются его слова:

  • Я так ее, я так люблю
  • Мою Украину убогую,
  • Что прокляну святого Бог,
  • За нее душу погублю.

Болью за свою истерзанную землю напоенная каждая строка его страстных поэзий. В тяжелой бедности крепостной жизни прошло детство Тараса. Из детства ощутил он всю тяжесть положения закрепощенного крестьянства. Поэтому в лирике Т. Г. Шевченко часто звучат мотивы одинокости и сиротства, тоски и страдание, вызванные печальными упоминаниями о мыканье закрепощенного народа. Любовь к родному краю вызвала у поэта сумм по поводу того, что родина;

  • Ободранная, сиротой
  • Свыше Днепром плачет;
  • Тяжело сироте;
  • И никто не видит.

Страдание украинского народа в ярме крепостничества показывает поэт в стихах «Мне тринадцатый миновало». «Тяжело в мире жить», «Если бы вы знали, бариче», «Сон», «Екатерина» и других. Из них возникает перед нами Украина, знаменитая и бесталанная, что плачет сиротой свыше Днепром, так как ЕЕ «у ярма запрягли господа». Возникает в воспоминаниях Тараса о своем ужасном детстве, несчастной судьбе своих родных:

  • ...Мать добрую мою,
  • Еще молодой в могилу
  • Нужда и работа положила.
  • ...Отец, плача с детьми,
  • (А мы малые были и голые),
  • Не вытерпел лихой судьбы,
  • Умер на барщине.

Возникает в образах бедных крепостных, из которых «латанную свитину снимают, - так как ничем обуть княжат невзрослых», «распинают за подушное», в образе «опухшего ребенка», что умирает под плетнем, А мать в настоящее время работает на господском поле. Возникает в образе Екатерины, которая не смогла выжить в мире насилия,  «того вяжут, того режут, тот сам себя губит». Но Шевченко; не только тоскует над несчастной судьбой Украины и ее сынов, в своих произведениях он призывает народ приобретать волю, заглядывает в будущее, начерчивает образы новой жизни.

Дело своего творческого наставника Т. Г. Шевченко продолжила выдающаяся украинская писательница Марко Вовчок, которая начала писать произведения в середине 50-х годах XIX столетие. Она создала реалистические рассказы и повести, правдиво изображая действительность, изображая реалистические образа крепостной жизни. Большим событием в литературной жизни стало издание первой и второй книг «Народных рассказов», где писательница изображает народная жизнь, крепостную судьбу крестьян, их жгучие боли и желания освободиться от крепостников. Марко Вовчок показала глубокие страдания крепостных, раскрыла страстные стремления народа к воле в своих рассказах «Казачка», «Аграфена», « Одарка», «Сестра», которые вошли в первую сборник «Народных рассказов». Центральной фигурой этих рассказов является женщина, которую угнетает бремя крепостничества. Это и казачка Олеся, и Аграфена, и Одарка, и Настя. Образ подневольной жизни крестьян и их борьбы против крепостников посвятила писательница свою повесть «Институтка». В этом произведении Марко Вовчок не только раскрывает характеры крепостных, изображает их тяжелое положение, а и показывает первые проявления непокорности крепостных, их нежелание мириться со своим подневольным положением, стремление получить волю. Об этом свидетельствуют слова Прокопа, который говорит о своем характере: «Я так: или спасись, или пропади». Назар, муж Екатерины, успокаивая Устину, говорит:  «...чего плачешь. Хуже не будет. Вот или будет лучше - не знаю», - понимая, что хуже крепостной жизни ничего не может быть.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: