Образы — Баба Яга и Кащей в сказках Пушкина

  

Социальная природа волшебной сказки связана прежде всего с семейным конфликтом. Он был обусловлен историческим процессом разложения рода и появления семьи. Противоречий внутри семьи народ оцепил с позиций доклассового общества, а героем сказки сделал невинно гонимых младшего брата (пли сестру), падчерицу. Во многих сюжетах герою вредят или старшие братья, или завистливые сестры, или злая мачеха. Это такие сказки, как «Чудесные дети», «Сивко-Бурко», «Чудесная корова», «Царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Волшебное зеркальце».

Однако и в этих сказках можно заметить, что семейный конфликт - это как бы вторичный сюжетный слой, напластовавшийся на древнюю, досказочную повествовательную основу. Более явно это обнаруживается в таких волшебно-сказочных сюжетах, как «Бой на калиновом мосту», «Три подземных царства», «Смерть Кащея в яйце», «Хитрая наука», «Царевна-лягушка», «Иван - медвежье ушко». В них выступает группа фантастических противников героя, пришедших из мифологических повествований: Змей, Кащей Бессмертный, Баба Яга, Морской царь, Чудо-Юдо, Вихрь, старичок, с аршин, борода с три аршина и пр. Происхождение этих персонажей и даже имен пока не поддается полной расшифровке, но некоторые мнения были высказаны. Образ Змея многие ученые связали с обожествлением огня как могучей природной стихии.

Имя Кащея Бессмертного, очевидно, происходит от известного в древнерусском языке слова «кощей» (в значении «пленник»), заимствованного славянами от тюрков. Сказка знает изображение Кащея в неволе («Кощеева смерть от коня»). Позже имя Кащей ассоциативно было связано со словом «кость» и стало характеристикой самого образа, который, по толкованию В. И. Даля, означает «изможденного непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своею казною». У Пушкина это выражено очень точно: Там царь Кащей над златом чахнет.

Еще более затемнен смысл имени Яга. Такое же сказочное существо известно у всех славянских народов, а типологически сходный образ «~ и у других народов мира. На глубокую древность Яги указывает ее двойственность, противоречивость свойств: Яга выступает и как помощник, и как противник.

Яга в своей основе восходит к всесильному женскому божеству эпохи матриархата, матери-родоначальнице. Известный фольклорист В. Я. Пропп связал прообраз Яги с широко распространенным у всех народов культом умерших предков. Он пришел к выводу, что Яга - мертвец, охраняющий проход в тридесятое царство (в мифологии - царство мертвых). Поэтому она и не переносит запаха живого человека, то есть русского духа.

Средствами самой сказки Пушкин «разомкнул» тот чудесный мир, в который он ввел читателя. Народная сказка имеет и свое традиционное начало- присказку, веселое рифмованное вступление. Присказка не связана с основным содержанием, поэтому может свободно присоединяться к любому сюжету. Ее задача - дать слушателям время на «эмоциональную перестройку», подготовить их к восприятию чудесного, активизировать воображение. В роли присказки иногда могли выступать традиционные изобразительные формулы волшебной сказки.

Краткий пересказ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Русский язык и литература/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный Отличник