В образе Онегина Пушкин вывел, новый тип проблемного героя - «героя времени». Его судьба, характер, взаимоотношения с людьми определяются совокупностью обстоятельств действительности, незаурядными личными качествами, а также общечеловеческими проблемами, которые ему предназначено решать.
Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В первом разделе Пушкин показал основные общественные и культурные факторы, которые обусловили характер героя. Это принадлежность к высшему дворянству и обычные для него воспитание, образование, первые шаги в мире. Причем перечень в IV-VII строфах «всего, что знал еще Евгений», отмечено некоторым противоречием. Здесь присутствуют признаки, которые позволяют зачислить Онегина к среде молодежи, которая ощутила влияние декабристских идей, и свойства, полностью несовместимые с такой характеристикой. Ю. М. Лотман писал: «Онегин то приближается к идеалу «умного человека», то сливается с полярно противоположным ему типом "светского парня". Колебание в этом типологическом поле создавало возможность перехода тона рассказа то в сатирический, то в иронический, то в лирический план».
В самом деле, описание одного дня из жизни Онегина характеризует его как свободного дворянина, светского человека, не отягощенного службой и такого, что ведет беззаботную жизнь, полную развлечений и «науки страсти нежной». Но даже в этот период Онегин, «забав и роскоши дитя», введенный Пушкиным в свое близкое окружение - окружение людей, которые входят в «Союз Благоденствия» или в «Зеленую лампу»,- Каверина. А потому уже в первом разделе романа в судьбе героя наступает переломный момент: ему надоел обычный «обряд жизни». В XXXVIII строфе читаем:
- Недуг, которого причину
- Давно бы отыскать пора,
- Подобному английскому сплину,
- Короче: русская хандра
- Им овладела понемногу;
- Он застрелиться, слава богу,
- Попробовать не захотел,
- Но к жизни вовсе охладел.
Невыносимую душевную пустоту герой старается заполнить чтением, и даже попытками творчества, но пока что это не дает результата. И дело не в том, что «труд упорный ему был тошен», а в том, что для творчества нужный, кроме желания, талант, а литература не могла предложить что-то такое, что в жизни вылечило бы от тоски-скуки. Именно на этот период приходится знакомство Онегина с Автором:
- С ним подружились мы в то время.
- Мне нравились его черты,
- Мечтам невольная преданность,
- Неподражательная странность
- И резкий, охлажденный ум.
Скука, печаль, разочарованность являются в Онегине не наследованием романтического героя, а следствием пустоты окружающей жизни, отсутствия в ней настоящих моральных ценностей. Скептическое сознание («резкий, охлажденный ум»), становится самой характерной чертой «героев времени», равно как и их «непоследовательная странность», т.е. резкие отличия суждений и поведения от общепринятых. Вспомним, как ведет себя Онегин в селе и как оценивают его поведение местные помещики:
- Сначала все к нему езжали;
- Но так как с заднего крыльца
- Обыкновенно подавали
- Ему донского жеребца,
- Лишь только вдоль большой дороги
- Заслышат их домашние дроги,-
- Поступком оскорбясь таким,
- Все дружбу прекратили с ним.
- «Сосед наш неуч; сумасбродит;
- Он фармазон; он пьет одно
- Стаканом красное вино;
- Он дамам к ручке не подходит;
- Все да да нет; не скажет да-с
- Иль нет-с. Таков был общий глас.
(Строфа V второй главы) их больше всего приводит в негодование даже не то, что Евгений в селе «Ярм он барщины старинной / Оброком легким заменил; / И раб судьбу благословил» (строфа IV второго раздела), а то, что он не желал с ними встречаться и разговаривать. Для них такое поведение - проявление опасного вольнодумства: «он фармазон» (т.е. франк-масон) и «небезопасный чудак».
Одиночество Онегина в селе и его «непоследовательная странность» - это своеобразный протест против социальных и духовных догм, которые подавляют в человеке личность, которые лишают его права быть самим собой.
Однако затворничество героя в селе не было абсолютным, а испытание дружбой и любовью показало, что внешнее возражение общественных предрассудков и мыслей еще не означает внутреннего освобождения от них.
В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как человек душевно тонкий и благородный. Во время первого же визита к Лариным он выделил Татьяну, ощутил в ней и напряженную внутреннюю жизнь, и настоящую поэтичность, которая со всей очевидностью вытекает из его разговора с Ленским:
- «Скажи: которая Татьяна?»
- Да та, которая грустна
- И молчалива, как Светлана,
- И села у окна.---
- «Неужто ты влюблен в меньшую?»
- — А что? - «Я выбрал бы другую,
- Когда б я был, как ты, поэт.
- В чертах у Ольги жизни нет.
- Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:
- Кругла, красна лицом она,
- Как эта глупая эхо. На этом глупом небосклоне». (Строфа V третьей главы).
С. Г. Бочаров пишет: «Условность в этих словах Онегина говорит об идеальной повинности, принятой им на себя с точки зрения "поэта". По логике тождественности, логике идеала поэт должен был бы выбрать «другую», "объективно поэтическую" Татьяну (значит, имеющееся "объективное", сразу заметное "стилистическое расхождение" между ней и ее сестрой). Но условность указывает и на прямо противоположное - на расхождение идеала и жизни. Ситуацией этого расхождения связаны в этой онегинской реплике обе центральные пары романа.