Осмысление трагедии Первой мировой войны в стихе «Зарезанная голубка и фонтан»

  

Один из основателей авангардизма Гийом Аполлинер, отстаивая свободу искусства, считал, что она достигается путем синтеза разных искусств. Поэтому поэт стремился создать так называемую «визуальную лирику». Новая образность и поэтическая техника отобразилась и в его стихотворении «Зарезанная голубка и фонтан». Уже самое название содержит образы-аллегории. Голубь — это символ мира. Но здесь зарезанная голубка. Сразу понятна мысль: возражение мира, разрушение мира. Но почему фонтан? Фонтан — это символ неоднозначный. Вода — символ жизни, а фонтан — это множество воды, буревой поток, шумливый, стихийный. В стихотворении «и фонтан рыдает со мной» — метафора, которая подчеркивает глубину отчаяния лирического героя: это будто сама жизнь рыдает за теми, кого забрала война.

На первый взгляд, в стихотворении нет военных сцен, картин войны, битв. Но тем выразительнее понимаешь, насколько глубока трагедия человека. «Печальны ваши имена», — говорит поэт. Этот эпитет «печальны» и указывает на их судьбу. Раздумья поэта, его тревога за близких понятны каждому. И то, что они выражены как-то непривычно, лишь подчеркивает их силу, делает ярче эти переживания.

Поэт обращается к близким ему, называя имена: «Миа Марей Иетта Лори Анни и Мари». Отсутствие знаков препинания лишь делает этот перечень будто бесконечным. Но почему вместо них «возле фонтана что плачет и зовет голубка стонет»? И здесь возникает еще одно значение образа голубки — это образ духа. Это кто-то из небесной сферы, а не из этого мира. У поэта еще есть какая-то надежда: «А вдруг они еще живы, где-то бьются на Северном фронте». Но «олеандр цветет опять цветок войны кровавоалый». Так возникает зрительный образ через оттенки красного цвета, который приобретает также символическое значение. Ведь для поэта война - это кровь и смерть, именно так осмысливает он это явление в стихотворении «Зарезанная голубка и фонтан». Это произведение стало обвинением тем, кто начал Первую мировую войну и продолжал ее вести.

Аполлинер стал теоретиком сюрреализма. Этот термин принадлежит именно ему и означает «сверхреализм». Гийом призвал поэтов быть Икарами, проводниками общества. Поэт, считал он, должен бороться со старыми поэтическими штампами, создавать неожиданное, экспериментировать. Поэт-лирик оставил несколько сборников своих стихотворений.

«Сверхреализм» поэзии Аполлинера оказывается в сюжетах, образах, самом строении стихов. Через зрительные образы он стремится раскрыть внутренний мир, чувство. Эти образы будто нанизываются друг на друга. Все, что видит поэт, подчиняется его внутреннему ритму, а реальность становится «новой реальностью», или «сверхреализмом»:

  • Идут овцы идет снежок лапатый
  • То ли серебро то ли руда
  • Идут по улице солдаты
  • Почему не дано так как давно
  • Мне это сменное сердце иметь
  • («Мария»)

Эти строки отображают реальные картины, но освещены через восприятия героя, чувства которого изменяют реальность и создают свой «сверхреализм». Снег, солдаты, свет — все тоскует по любимой. Аполлинер не использует ни одного разделительного знака. Это создает представление о течении действительности, над которой герой стихотворения будто летит в пространстве и времени. Невозможно выделить что-то главное, а что-то второстепенное. Так как главное — реальность его души, которая влияет на все, что видит он в своем полете. «Реальность души» имеет свои «памятники», свои «пейзажи», и они становятся фактом существования «сверхреализма», что создает поэт. Поэтому в стихотворении равноправно существуют и образы искусства, и цитаты из других литературных произведений, и непосредственные впечатления от мира:

  • Печальной радости познать мне удалось
  • Я верный изменнице нелюбимый люблю
  • О сердце в гордости я равно королю
  • Что пренебрегала им красавица златокосая.

Аполлинер использует достояние классической литературы для создания своего «сверхреализма». Гийом Аполлинер заложил основание для нового «сюрреалистического искусства». В его произведениях реальность изображается в своеобразном синтезе, неразрывной связи и взаимовлиянии внутреннего мира человека и реальности.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: