Основные эстетичные принципы и поэтическое новаторство символистов

  

Символизм - направление в европейском искусстве 1910-х лет сосредоточенный преимущественно на художественном изображении с помощью символа, т.е. знака, многозначительно аллегорического и логически противоречивого образа. Символизм связан с идеалистическим мировосприятием с культом индивидуализма и полной свободы личности, с представлением о том, что искусство выше, чем «вульгарная» реальность. Направление этот распространился во всей Европе и проникает в живопись и другие виды искусства, особенно - музыку. Ведь первыми на путь символизма стали французские поэты Поль Верлен (1844-1896) и Артюр Рембо (1854-1891), со временем руководящую роль в этом направлении стал отыгрывать Стефан Малларме (1842-1898).

Поль Верлен, как, между прочим, и Артюр Рембо, отрекались от своей причастности к символизму, а тем более лидерства в нем. Если под символизмом понимать поэзию, которая обязательно обращается к символам, а в лирике Верлена символов почти нет. Действительно близким к символистам его делает то, что он впервые обращает внимание не на художественно-выразительные возможности лирического слова, а на его суггестивную силу, т.е. слово Верлена действует не столько своим прямым предметным значением, сколько смысловым ореолом, который «навевает» или «подсказывает» те или другие расположения духа. Это одна из главных особенностей лирики Верлена. Вторая, не менее важная особенность (более всего это касается пейзажной лирики) заключается в том, что между «душой» и «природой», «душой» и «вещами» у него существуют отношения не парелелизм как это обычно бывает, а отношения тождественности.

Для Верлена - пейзаж это и есть «залог души», а душа - инобытие пейзажи они растворяются одно в одном.

Импресионистичность - еще одна важная черта верленовской поэзии (в литературной критике существует даже точка зрения, что Верлен скорее импрессионист, а чем символист). Его поэзия - это фиксация непосредственных, мгновенных впечатлений (неслучайно поэт из всех глагольных времен преимуществ) отдает настоящему, а самые глагола у него никнут перед существительными. Размытая линия у него властвует над четким контуром, оттенок - над ярким цветом, светотень над светом, полутон - над выразительным тоном.

Одна из характерных особенностей поэзии Верлена - музыкальность: «Прежде - музыка в слове!» Она в отсутствии негармонических звукосочетаний, и в наличии аллитерации, и в удивительном способе объединения звуков с чувствами, эмоциями. Для Верлена мир приоткрывается преимущественно через звуки.

Осенняя песня (пер. Г. Конура)

  • Негромкие    
  • Польются мысли
  • Истомные песни     
  • В давние года
  • Струн осенних         
  • Мечтаний детских
  • Сердце тебе  
  • Выйду на улицу,
  • Топят в кручине,     
  • В вихревой водоворот
  • В причитаниях.       
  • В поле мглистом
  • Бледную, когда        
  • Крутит, гонит,
  • Слышу из мглы
  • Носит меня
  • бьет часы:     
  • З пожелтевшей листвой.

Расположение духа осенней грусти и безнадежны здесь воспроизведено не только содержанием слов, а и однообразным звучанием сонорных, объединением громких звуков и,  с чувством тоски, не говоря уже об аллитерациях и ассонансах (имеем удачный перевод).

Верлен много нового внес в поэтическую технику. Причудливость в построении строфы, необычность в рифмования, разговорная естественность, непринужденность, смелость - все это предоставляет изысканности его стихам. Известнейшие сборники стихов Верлена - «Сатурные поэзии», «Изысканные праздника», «Добрая песня», «Романсы без слов».

Артюр Рембо урвался во французскую литературу лишь на один миг: время, на протяжении которого он писал стихи, занимает совсем малый промежуток - четыре неполных года (с 17-ты к 20-ты лет. В начале своей творчестве Рембо находился под влиянием Шарля Бодлера. Переход к символизму наблюдается в поэзии «Пьяный корабль». Жажда свободы, захватывающей стихией моря и в тот же время страх перед ней, осознание своей внутренней отчужденности от всего окружающего, постоянного, стабильного -  это воплотилось в маленькой «одиссеи» Рембо.

В символистский период поэт создал «Последние стихи», «Сквозь ад» и «Озарение», стихе, написанные прозой. Рембо декларирует ультрасимволистскую теорию «алхимии слова», нередко отвергается от передачи содержания  языками, высказывает поэтическую идею здоровыми ассоциациями, звуковыми соединениями, ритмом, логической бессвязностью отрывков. Фантасмагории  возникают не метафорическим путем (к метафоре он вообще очень редко обращается), а за счет предоставления предметам чужих им качества и функций (твердые тела у него текут, тени каменеют, звезды гудят, плачут  звоны, и т.п.) или за счет неожиданного столкновенья, шокового столкновенья вещей, эпизодов, ситуаций, между которыми умышленно рвутся причинно следственные, пространству, временная или логическая связи. Вследствие этого и возникает эффект «затемненного» текста, который нельзя понять, а нужно пишет интуитивно довериться ему.

Марина

  • Серебряные и медные колесницы -
  • Стальные и серебреные корабли -
  • Вздымают пену -
  • Вырывают с корнями кусты.
  • Зыбучие дюны,
  • И колеи бурунов
  • Убегают кругами к востоку,
  • К  толпам леса, -
  • К стволам мыса, -
  • К дамбе, размытой порывами света.
  • (пер. Н. Стрижевской)

Рембо верил в поэтическое ясновиденье, в богоравенство поэта, который проник в тайне вселенной. Пока жила эта вера, до тех пор и создан. И очень быстро она была разрушена: в какой-то миг Рембо понял, что его поэзия ясновидения - это всего-навсего эксперимент над самым собой, и ведет он в никуда. Как поэт, он реально ни на что не влияет и ничего не может сделать для преобразования мира. Разочаровавшись, Рембо замолк навсегда.

 «Марина» - первое произведение во французской литературе, написанный свободным стихом (иерлибром).

Но все достояния Верлена и Рембо были подхваченные и имели дальнейшее развитие в творчестве Стефана Малларме, главы символизма, который оформился в поэтическое направление. Малларме открыл у себя дома литературный салон,  по вторникам собирались молодые поэты - Рене Гиль, Постав Кан, Анри де Ренье и прочие. Здесь они учили музыкальности стиха, импрессионистичности, овладевали явления суггестии.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: