Основные сюжетно-тематические линии драм Шиллера

  

Штюрмерский период 1781 - "Разбойники". Главный герой драмы молодой аристократ Карл Моор, человек великодушный и отважный, через лицемерие своего младшего брата Франца - труса и негодяя, становится разбойничьим предводителем. Таким образом он старается уничтожить тиранию и установить демократическую республику, он грабит и убивает тиранов. Тем не менее со временем Карл начинает понимать, что избрал ошибочный путь достижения высоких идеалов и добровольно отдает себя в руки власти.

1783 — "Мятеж Фиеско в Генуи". Изображая события XVI ст., Шиллер сопоставляет образы честолюбца Фиеско, что превращает заговор в шаг для завоевания личной власти, и благородного и мудрого республиканца Веррина.

1784 — "Коварность и любовь". Сын первого министра (президента Вальтера) Фердинанд полюбил дочь простого музыканта Миллера Луизу, но честолюбивый отец Фердинанда собирается поженить своего сына с фавориткой герцога леди Милфорд, рассчитывая, что это укрепит его положение при дворе. Фердинанд и Луиза становятся жертвами придворных интриг и гибнут.

1785 — "Дон Карлос". Главный ее герой - свободолюбивый республиканец маркиз Вне надеется на обновление общества за монаршей волей, на "революцию свыше". С этой целью Вне старается найти поддержку со стороны испанского принца Карлоса и даже деспотического короля Филиппа II. Тем не менее все его ожидания терпят крах. Вне и Карлос гибнут от рук кровавой инквизиции.

Шиллер воспевает мир и дружбу, прославляет человеческий ум, призывает к борьбе за свободу человечества. Это произведение Шиллера получило мировую славу, благодаря немецкому композитору Бетховену, который написал на текст оды заключительную часть своего самого великого произведения - Девятой симфонии.

Лирика Шиллера "веймарского" периода творчества значительно расширяет свой тематический диапазон, обогащается новыми, более совершенными и разнообразными приемами и средствами словесной выразительности, метрическими и строфическими формами.
Наследуя античные мотивы, Шиллер создает образцы лирики ("Боги Греции", "Художники", "Подол земли", "Влада пения", "Елевзинский праздник"), в которых идеализирует древнегреческий мир с его образом жизни, которая выдается поэту царством радости, любви и красоты. В цикле эпиграмм "Аксиньи"(1796), их Шиллер создавал вместе с Гете, звучит острая критика реакционеров, религиозных лицемеров, вульгарных просветителей и других идейных и художественных неприятелей обоих поэтов. Вершиной лирики "веймарского" периода творчества Шиллера стал 1797 год, который вошел в историю немецкой поэзии под названием "балладного года".

В этом году Гете и Шиллер, адресуя друг другу письма, обязательно прибавляли к ним баллады, словно соревнуясь в художественной сноровке и совершенстве. Так мир увидели знаменитые баллады Шиллера "Нурець", "Поликратов перстень", "(вековые журавли", "Перчатка", "Рыцарь Тогенбург" и др. В этих балладах Шиллер старался на примере жизни отдельного человека показать общие законы человеческой жизни, проявить силы, которые руководят судьбой общества, а также определить гуманистические идеалы и их роль в мире. Подвергал испытанию свои силы Шиллер и в околице художественной прозы, к которой, тем не менее, обращался нечасто. Его перу принадлежат две новеллы - "Преступник через утраченную честь", "Игра судьбы", роман "Духовидец" и несколько небольших очерков.

"Он отлился как слиток металла!" Народная драма "Вильгельм Телль". Драма "Вильгельм Телль" была написана в 1804 году и стала последней законченной пьесой в драматургическом наследстве Шиллера. Вместе с тем рядом с "Разбойниками" эта драма является вершиной драматургии Шиллера и драматического искусства немецкого Просвещения.

Историческая основа драмы. Сюжет драмы "Вильгельм Телль" опирается на реальные исторические события, которые имели место в Швейцарии в конце XIII и начала XIV столетий. В это время Швейцария находилась во власти австрийских князей Габсбургов, наместники которых бессердечно издевались над местным населением, грабя его и жестоко наказывая за наименьшие проявления непокорности. Доведенные до отчаяния жители трех швейцарских кантонов (единица территориального деления Швейцарии) - Швеца, Ури и Унтервальдена – в 1291 году заключили соглашение об "вечном союзе", направленном на борьбу с поработителями. В решающей битве при Моргартене, которая состоялась в 1315 году, они победили войска Габсбургов и таким образом обрели независимость для своей страны. За легендой, непосредственным толчком к началу восстания стало издевательство австрийского наместника Геслера над простым охотником Вильгельмом Теллем. На высокой жерди в центре села Геслер повесил свою шляпу и приказал швейцарцам отдавать ему почет, каждый раз проходя мимо него. Гордый Телль отказался это сделать и был арестован. Геслер выдвинул условие: он освободит Телля, если тот попадет из лука в яблоко на голове собственного сына, иначе - убьет обоих, Телль вынужден был подчиниться.

1798 — "Лагерь Валленштейна". Альберт Валленштейн - историческое лицо, полководец австрийского императора Фердинанда II. Драма изображает Германию эпохи Тридцатилетней войны, знакомит с представителями разнообразнейший прослоек общества того времени. Шиллер создает картины гибели городов и сел, сцены грабежа нанимаемых солдат.

1799 — "Пикколомини", вторая часть трилогии о Валленштейне. В ней Шиллер дает характеристику командного слога армии Валленштейна и раскрывает закулисную политику венского двора, который стремился воспользоваться всеми победами полководца и обезвредить его.

1799 — "Смерть Валленштейна". Заключительная часть трилогии, которая изображает подготовку заговора против Валленштейна и расправу с ним в замке Егер.

1800 — "Мария Стюарт". Речь идет о последних днях и смертной казни шотландской королевы Марии Стюарт. Драматург изобразил политическое и личное лицемерие английской королевы Елизаветы І, которая плетет политические интриги против своей соперницы.

1801 — "Орлеанская дива". Воспевает героическая жизнь Жанны Д'арк. В тягчайший для французов момент, когда сопротивление англичанам кажется безнадежным (король и феодальная знать не способны организовать оборону, часть дворянства идет на откровенную измену, большая часть Франции - в руках англичан), выступает простая крестьянская девушка Жанна - живое воплощение настоящего патриотизма. ее высокий пример, ее сильная и светлая личность вдохновляют французское войско на победу: чужестранцев прогоняют из Франции.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: