Сочинения по русской литературе > Сочинение по литературе 7 класс > Осторожное отношение Достоевского к комизму часть II


     
  • Осторожное отношение Достоевского к комизму часть II

    Юмор Толстого статичен, его блестки рассеяны спорадически в творениях Льва Николаевича, но редко проявляются в том, что можно назвать комическим ситуации, исключая «Плоды просвещения». Еще реже комическое у Толстого проявляется в кумулятивных эффектах, в том, что Бергсон называет «Ъои1е ее пее», когда один комический эффект цепляется за другой и нарастающее сгеБсепёо смеха завершается гомерическим смехотворным фортиссимо. Комическое у Достоевского в форме юмора, а еще чаще в форме едкого сарказма имеет динамический характер и связано часто с кумулятивным эффектом. Вот почему комические эпизоды его романов могут быть так удачно инсценированы, как, например, собрание нигилистов у Виргинского.
    Собравшиеся по инициативе Петра Верховенского гости на конспиративную сходку дают повод своей наивностью, глупостью и бестолковостью к ряду комических положений, в которых смехотворность, постепенно нарастая, достигает наконец своего апогея в конце, когда оказывается, что гости, связавшие себя обещанием Ставрогину не выдавать тайны предполагаемого возможного политического убийства, совершенно упустили из виду, что ни сам Ставрогин, ни Петр Верховенский и не думали связывать самих себя.
    Один из присутствующих поставил на вид Ставрогину, что он, предложивши опасный вопрос присутствующим, сам-то на него не ответил и тем скомпрометировал присутствующих. «А мне какое дело, что вы себя компрометировали», — засмеялся Ставрогин, но глаза его сверкали... — «Позвольте, господа, позвольте, — закричал хромой, — ведь и господин Верховенский не отвечал на вопрос, а только его задавал». Замечание произвело эффект поразительный. Все переглянулись. Ставрогин громко засмеялся в глаза хромому и вышел. За ним вслед в переднюю побежал Петр Степанович. В «Идиоте» Ипполит в присутствии целого общества читает свою предсмертную философскую исповедь ночью. Он обещал присутствующим, что на восходе солнца при всех застрелится. В глубине души он таит некую надежду, что присутствующие пожалеют его и не допустят самоубийства и что исповедь его тронет Аглаю. Но вот появляются первые лучи солнца, а Ипполит не выполняет своего рокового намерения. Генерал Ивол-гин говорит ему: «Послушайте, г-н Терентьев, вы, кажется, в своей тетрадке говорите про ваш скелет и завещаете его Академии. Это вы про ваш скелет, собственно ваш, т.е. ваши кости завещаете? — Да, мои кости. — То-то. А то ведь можно ошибиться. Говорят, уж был такой случай». Когда Ипполит бросился на террасу и уже спустил курок, то выстрела не произошло — оказалось, что он, по-видимому, от волнения, забыл вложить капсулы. «Ипполит рыдал, кругом многие хохотали».
    По поводу лекции Ипполита и его намерения покончить с собой при первых лучах рассвета публично, намерения, за которым скрывалось то, что присутствующие, наверное, не допустят его наложить на себя руки, вспоминаю, что Вольтер древности — Лукиан , в рассказе «Конец Перегрина», повествует о философе-цинике старом Перегрине, который из жажды славы соорудил в яме костер и объявил огромному количеству народа, пришедшему на неслыханное зрелище, что он сожжет себя. Перед смертью он прочел публике лекцию. «Воображаю, как ты будешь смеяться над глупостью старикашки», замечает Лукиан Кронию— рассказ написан с обращением к Кронию. Перегрин не раз откладывал свое самосожжение, но однажды объявил, что сожжет себя ночью. Костер был зажжен в яме. «Я хочу, — сказал Перегрин, — принести пользу людям, показав им пример того, как надо презирать жизнь. Поэтому все люди должны быть по отношению ко мне Филоктетами». При этом более простоватые из толпы стали плакать и кричать: «Побереги себя для эллинов», а более решительные кричали: «Исполняй постановление».
    Последнее обстоятельство очень смутило старика, так как он надеялся, что все за него ухватятся и не допустят до костра, а насильно заставят жить. Вопреки желанию приходилось исполнять решение, и это заставило его еще более побледнеть, хотя он и без того был смертельно бледен, и привело в дрожь, так что он вынужден был закончить свою речь. «Можешь себе представить, как я хохотал. Ведь не заслуживал же сострадания человек, одержимый несчастной страстью к славе более, чем кто-либо из тех, которые одержимы тем же безумием». (Соч. Лукиана. Философия. Быт. 1920, под ред. Ф. Зелинского и Б. Боклевского, стр. 73—87).
    Я напомнил о Перегрине не для того, чтобы устанавливать литературную преемственность между Лукианом и Достоевским, но лишь для того, чтобы отметить аналогию в жутком трагикомизме ситуации. Весьма возможно, что мы здесь имеем две ситуации, сложившихся независимо одна от другой. Самый образ старого циника Перегрина имеет мало общего с юным Ипполитом, обреченным на раннюю смерть. Однако и тому и другому присущ цинизм в смысле бесстыдства, оба иронически относятся к христианству с его смирением, оба ругатели всех людей («люди злы, злы, злы», — говорит Ипполит), оба, объявляя о самоубийстве, втайне смутно рассчитывают на сочувствие публики, по отношению к обоим среди слушателей находятся и сочувствующие им, и враждебные им. И Перегрин, и Ипполит бледнеют и дрожат всем телом, приступая к совершению самоубийства. Наконец, быть может, Ипполит не вложил капсулу в пистолет случайно, от волнения, и его выступление не было сплошным ломанием из тщеславия.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Осторожное отношение Достоевского к комизму часть II, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.