Отображение событий войны в поэзии русских писателей

  

Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Борис Слуцкий, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Б.Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, и мн другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы - нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

Лирическая поэзия - сразу же обнаружила жгучую потребность в правде, без которой невозможно, немыслимо чувство ответственности. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Стихи Симонова, Суркова, Исаковского учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху.

Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... ", "Жди меня, и я вернусь", "Если бы нас своим могуществом... ", "Майор привез мальчишку на лафете... ". Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности. Война изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. "Я - другой", "Я не тот, не тот, каким был в Москве до войны", - так утверждается в стихах К. Симонова ("Встреча на чужбине") 1945 года.

Мужество и любовь нераздельны в сердце солдата, и наверно, поэтому стихи военных лет производят впечатление особенной цельности и гармоничности. Перед нами развертывается единый характер, и это характер именно того человека, который выстоял в первых боях с фашизмом, а потом разгромил врага. В одном чеховском рассказе говорится, что "от печальной песни потянуло свободной жизнью". Так и от грустно-раздельной "Землянки" веет силой, негасимой любовью к женщине, к жизни, к родной земле. Как будто в лютый мороз первой военной зимы послышалось дыхание еще далекой, но неизбежной весны!

Поэтизация человека-воина, романтическая окрашенность повествования о подвигах - характерные особенности повестей и романов тех лет: «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (1946), «Александр Матросов» П. Журбы (1949), «Солдаты» М. Алексеева (1951 - 1953), «Зеленый луч» Л. Соболева (1954). В этих произведениях закладывался фундамент послевоенной документально-художественной прозы о войне. В разных жанровых формах был создан выразительный образ человека на войне и в тылу. Трудными путями возвращались люди к мирной жизни. Это талантливо запечатлено в произведениях «Жатва» (1950) Г. Николаевой.

Сложные духовно-нравственные проблемы, острые личные коллизии отражены в них. Большой интерес читателей вызвали произведения М. Пришвина, К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, П. Бажова и др. Самобытные характеры русских умельцев, талантливых людей-творцов красоты изображены авторами с любовью, имеют глубокий символический смысл. Тема красоты земли, сохранения ее несметных богатств звучала после войны очень актуально.

Она нашла художественное воплощение в творчестве не только названных писателей. Значительным событием в истории отечественной литературы послевоенного периода стал роман Л. Леонова «Русский лес» (1953). Осмысление национальной истории, характеров, постановка важной проблемы сохранения русского леса звучали для современников писателя, переживших войну и разруху, как руководство к действию. Социальный роман приобрел философскую глубину. Историческая тематика по-прежнему громко заявляла о себе.

Изменились принципы изображения: вымысел в военно-исторических романах уступил место реальным фактам, писатели обращались к архивным материалам, воспоминаниям, связывали действия своих героев с историческими деятелями, искали аналогии, на основании которых давали свое представление о национальном типе: С. Злобин «Степан Разин» (1951), К. Федин «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1947- 1948), Г. Марков «Строговы» (1949), К. Седых «Даурия» (1949) и другие. В первые послевоенные десятилетия в литературе продолжали активно работать писатели старшего поколения. Были опубликованы вторая часть романа М. Шолохова «Поднятая целина» (1955 - 1958), произведения сложного в жанровом отношении, полифонического, столь же новаторский с точки зрения формы и содержания рассказ «Судьба человека» (1957) Шолохова, роман Л. Леонова «Вор» (вторая редакция), повесть П. Нилина «Жестокость» (1956). Возмужало новое поколение прозаиков-участников войны. С их приходом в литературу расширились тематические и жанровые границы эпической прозы. Ярко заявила о себе лирическая проза.

В 1947 году А.Т. Твардовский опубликовал главы будущей лирической книги «Родина и чужбина» В книге Твардовского отражено личное восприятие автором войны, нарисованы портреты людей, встреченных в годы войны и оказавших влияние на формирование у автора таких понятий, как «Родина и чужбина». Более поздняя проза о войне дала примеры раскрытия подвига героя как свершения трудного дела на войне (произведения Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова). Твардовский хотел изобразить многоликую народную массу, ее участие в ВОВ, ее подвиг. Однако, считая свою биографию социально типичной, полагал возможным связывать события своей жизни с общим ходом истории, вводя свою биографию в контекст жизни страны.

Вслед за книгой Твардовского были опубликованы «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960) В. Солоухина, «Дневные звезды» О. Берггольц, «На Ельнинской земле» (1969) М. Исаковского, в которых в форме лирических раздумий, воспоминаний в свободной, почти очерковой форме изображены картины жизни, личной биографии и истории страны в предвоенный период и в годы войны. Авторский голос в его эстетическом многообразии открыто звучал в произведениях этих писателей. Столь же открыто была заявлена авторская позиция в очерковой прозе. Интересна книга В. Овечкина «Районные будни» (1953). Развивая традиции русской очерковой прозы, В. Овечкин внес новое в разработку этого жанра, усилив страстную публицистичность и аналитичность оценки изображенной действительности. Цикл очерков объединен в книгу, имеющую сквозную тему, проблему, героев, единую концепцию автора, развенчивающего бюрократизм и бездушие чиновников.

Книга очерков В. Овечкина была воспринята критикой далеко неоднозначно, порой враждебно. Это был смелый гражданский поступок человека, не лакирующего действительность, а вскрывающего сложные проблемы жизни деревни. Границы жанра социального очерка вслед за В. Овечкиным раздвинули Г. Троепольский своим сатирическим очерком «Записки агронома» (1954), лирико-драматический цикл очерков А. Калинина «На среднем уровне» (1954),

В ряде других произведений: «Тугой узел» (1956) В. Тендрякова, «Безотцовщина» (1961) Ф. Абрамова и др. писатели, повествуя о жизни деревни, усилили публицистический накал повествования, расширили рамки социальной повести.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: