Охарактеризуйте Просвещение как идейное движение и литературную эпоху (главные идеи, известнейшие представители)

  

ХVIII столетие вошло в историю человечества как эпоха Просвещения. Эту эпоху подготовило предыдущее ХVII столетие: его выдающиеся открытия в разных областях науки изменили взгляд на мир, а английская буржуазная революция покачнула представления о неизменности существующих государственных устройств. Изменения в общественном сознании ярчайше проявилось в могущественном идейном движении, которое и получил название Просвещение.

В системе взглядов деятелей Просвещения важнейшими были понятия Ума и Природы. Просветители утверждали, что мир устроен гармонично и рационально, человек - совершенное существо, так как он владеет важнейшей естественной ценностью - умом. Поэтому человек должен понять универсальные законы гармонии, по которым построен мир, и придерживаться их в общественной и личной жизни. Распространение знаний просветители считали своим долгом. Неслучайно в середине XVIII ст. издание французской «Энциклопедии», в которой излагались новые научные взгляды, стало событием общественного значения. Французские просветители поставили перед собой задачу: объяснить жизнь с позиций Ума, так возникла самая идея «Энциклопедии». Возглавили издание математик Д'Аламбер и философ и писатель Д. Дидро. Статьи к «Энциклопедии» писали почти все известные мыслители того времени - Руссо, Вольтер, Гольбах и прочие. Издавалась «Энциклопедия» почти 30 лет и состояла из 28 томов.

Просветители считали, что естественное состояние человека – состояние свободы, а не своеволие. Человек должен подчиняться законам природы: ум учит, что никто не имеет права угрожать жизни, здоровью, свободе, имуществу другого. Поэтому просветители выступили против угнетения народных масс, против духовного порабощения человека церковью, когда истинная вера подменяется определенным ритуалом и догмами. Большое значение просветители предоставляли образованию, считая, что каждый человек должен быть просвещенным, в этом ручательство общественного и личного счастья. Выдающиеся философы своего времени Вольтер, Дидро, Руссо состояли в переписке с коронованными лицами, давали полезные советы относительно развития культуры, образования, считая, что таким образом могут повлиять на общественный прогресс. Среди просветителей было распространено понятие «гражданин мира», которое отражало просветительскую веру в общечеловеческое единство Ума и Природы. Ф. Шиллер, например, провозглашал: «Я пишу как гражданин мира, который не служит ни одному из князей».

Просветители предложили и новый взгляд на литературу. Она объявляется существенным средством перестройки общества, и в этом заключалась ее главное отличие от литературы предыдущего ХVII ст.

XVIII столетие называют веком книги. Чтение стало главным развлечением просвещенных людей. Возникла журналистика, которая откликалась на актуальные проблемы своего времени, сделала информацию доступной широкому кругу читателей. Важный признак времени - увеличение количества печатной продукции. Одновременно с «Энциклопедией» Дидро и Д'Аламбера, которая имела небольшой тираж и по цене была доступна только зажиточным людям, выходят из печати брошюры и памфлеты, благодаря которым высокие идеи просветителей распространялись, становились доступными широкой массе.

Границы между философскими, публицистическими и художественными жанрами становились не такими четкими. Популярным в то время стал жанр эссе - раздумья писателя на ту или иную тему. Возрастало значение мемуаров и эпистолярного жанра. Воспоминания и письма Д. Дидро, Вольтера, К. Гоцци, Дж. Свифта воспринимаются и сегодня как памятки литературной и общественной мысли.

Популярностью пользовался и другой документальный жанр - подорожные заметки, которые давали широкое пространство для изображения картин быта и обычаев, социальных обобщений. Например, Смоллет более чем за двадцать лет до французской революции предвидел это событие в книге «Путешествие по Франции и Италии».

И все же художественная литература Просвещения опережала теоретические выводы просветительской философии. А логика художественных образов действовала сильнее, чем абстрактные схемы. Например, образ Робинзона Крузо из романа Д. Дефо повлиял на сознание современников значительно больше, чем теории английских экономистов, на которые опирался автор. Больше того, эти теории оказались нежизнеспособными, а роман Дефо и герой продолжают свою жизнь, захватывая читателей своей верой в возможности человека.

Просветительская литература поражает тематическим богатством и жанровым разнообразием. Выражение Вольтера - «Все жанры хорошие, кроме скучного» - метко характеризует стремление писателей избегать преимущества какого-то одного жанра. Но все же XVIII ст. считается временами прозы, а среди прозаических жанров особо чтимым был роман, который давал возможность авторам высказать свои взгляды глубоко и всесторонне и воплотить их в конкретные образы.

Просветительский роман начал английский писатель Д. Дефо, который в образе Робинзона Крузо впервые изобразил обычного человека, который благодаря своему здравому смыслу и знаниям вышел победителем в борьбе со всеми ненастьями. Идею «естественного воспитания» воплотил в образе Тома Джонса автор первого социально-бытового романа, выдающийся английский писатель Генри Филдинг. Джонатан Свифт нашел интересную форму для изобличения недостатков общественной жизни в романе «Путешествия Гулливера». Проблемы внутренней свободы человека исследовал Гете в романе «Страдание молодого Вертера».

Трибуной просветительских идей стал и театр. Пьесы Гольдони, Бомарше, Шиллера были рассчитаны на широкий круг зрителей, а не на узкий круг «настоящих почитателей прекрасного». Исключительная сила влияния просветительских драматических произведений была не только в том, что со сцены провозглашались приговоры старым феодальным порядкам. Глубоко волновал зрителей образ положительного героя, который воплощал высокий моральный идеал. Важной чертой драматургии было и то, что авторы часто не идеализировали своих героев, а показывали их разногласия и стремления эти разногласия преодолеть.

В последние десятилетия XVIII ст. важную роль в литературе Просвещения начинает играть поэзия. Расцвет поэзии связан с новым взглядом на народное творчество, который отобразился, в частности, в творчестве Гете и Шиллера, Бернса. Открытие богатой образности народной поэзии, ее стремление художественно осмыслить действительность тоже принадлежит деятелям Просвещения.

Как идейное движение Просвещение в художественном творчестве представлено разными направлениями. На смену барокко в искусстве XVIII ст. пришел стиль рококо, с его изысканностью формы, остроумной и капризной игрой слов. Поэты этого направления прославляли жизнь как праздник мгновенной жизненной радости. Для многих писателей поэзия рококо стала школой поэтического мастерства и освобождения Чувства от диктата Ума. Поэтому признаки рококо заметны и в произведениях Вольтера, Дидро, молодого Гете.

Существенных изменений под влиянием идей Просвещения испытал классицизм. Новое содержание требовало новых средств изображения. Французский классицизм в начале XVIII ст. воспринимался как образец искусства этого направления в большинстве стран Европы. Но в художественной практике классицистические правила нарушаются даже на родине теоретиков этого направления. Так, Вольтер один из первых в просветительской драматургии сосредоточил свое внимание не на отдельной личности, а на среде, частицей которого является эта личность. Особое явление просветительской литературы - «веймарский классицизм» Гете и Шиллера.

Совсем новым направлением в литературе XVIII ст. стал сентиментализм, с его культом чувств. Культ чувств не противоречил просветительскому культу Ума, ведь ум и чувства считались одинаково присущими «естественному человеку». Сентиментализм возник на более поздних этапах Просвещения, когда проявилась ограниченность рационалистического подхода к жизни. Как художественное направление сентиментализм открыл новые возможности в изображении человеческой личности. Но, сосредоточившись на изображении чувств, некоторые писатели действительность подменяли условными и абстрактными обстоятельствами. Тем не менее, произведения таких авторов, как Руссо и Стерн, в значительной мере повлияли на творчество Стендаля, Л. Толстого и вообще реалистическую литературу ХХ ст.

Просвещение сыграло важную роль в развитии реализма. Требования жизненной правды, глубокого изображения сущности человека провозглашались выдающимися писателями-просветителями Филдингом, Дидро, писателями-штюрмерами. Реалистической литературы требовал сам читатель и с особым доверием относился к произведениям, авторы которых убеждали, что события в их книгах не выдуманы, а настоящие. Успех романов «Памела» Ричардсона или «Страдание молодого Вертера» Гете объясняют и тем, что читатели наивно верили в то, что издателям посчастливилось использовать настоящие письма и записи героев. Для самих писателей эта иллюзия правдоподобия была лишь средством создания художественного образа.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: