Периоды развития древнегреческой мифологии

  

Мифология - это разновидность конкретно-жизненного мышления древних греков в определенный период развития (первично-общинного). В общинно-родовом устройстве мифология и мышление будто сливаются, будто пронизывают друг друга, хотя их сущность разная. Миф на жизнь действует призрачно: оживляет все кругом, он проявляет себя в каждом человеческом поступке, во всем видится действие магий. Мышление стремится найти в практике человеческой жизни закономерности, необходимости, старается конкретизировать и умно направить человеческую деятельность. С одной стороны жизнь, с другой - борьба мифологии и мышления, которые длились тысячелетиями в Древней Греции, дают возможность наблюдать за развитием человеческого мышления, которое сначала шествовало путем мифологии (художественно-образное восприятие действительности), а далее отделяется в самостоятельное явление.

Мифология - это не вечная и недвижимая картина, хотя прекрасная и захватывающая, а прогресс подвижного человеческого мышления, которое отображает текучую, неспокойную, творческую историческую действительность. Мифологические образы развиваются параллельно с развитием древнегреческого общества.

Периоды развития древнегреческой мифологии

  • І - Древнейший (доолимпийский, связанный с эпохой матриархата - вспомним: Земля породила детей, и не было у них отца).
  • ІІ - Олимпийский (связанный с патриархатом (Зевс - мужчина) и примитивными формами раннего рабства, переходом к так называемому художественному героизму (герои-полубоги) и далее - окончательный упадок первобытнообщинных формаций, упадок ранних форм рабовладения в формах критомикенской культуры. Из мифологии вырастают утонченные формы героизма в поэмах Гомера).
  • III - Гибель наивной мифологии как самостоятельного творчества (тем не менее происходит рост роли мифологических художественных форм для выражения рабовладельческой идеологии городов-полисов, а далее - эпохи эллинизма).
  • Важно также вспомнить о значении фетиша в древнейшей мифологии. Древнейший человек, с одной стороны, видел вокруг себя множество вещей, но не мог объяснить природу их возникновения и оживлял их. Естественная вещь вместе с тем была и оживленная, и насквозь материальная - она стала для человека фетишом, предметом поклонения. (Например: растения имели фетишистское определение. Плющ и виноградная лоза - фетиши Диониса, критский Зевс - бык (сравните - позднее громовержец), раньше Геру и Афину отождествляли с животными - Гера ("волоокая") - корова; Афина ("совоокая") - сова, символ-архетип мудрости).

Постепенно человек начал не просто использовать естественные предметы, а изготовлять их сам и совершенствовать предметы производства. Началось цивилизованное движение. Чтобы что-то создать собственными руками, человек должен была выучить строение предметов, их состав и сущность, т.е. приблизиться к научному взгляду на мир. В этом случае вера в магическое начала мешать, и человек стал отделять материальное и магическое в восприятии предметов окружающего мира. Так состоялся переход от фетишизма к анимизму.

Анимизм предоставлял магическим силам предметов возможность отделяться при гибели предмета и продолжительное время существовать еще самостоятельно. Ранняя анимистическая мифология эпохи матриархата представляла магические силы (демонов) предметов и вещей чудовищами и страхами. (Вспомним Тифона и Ехидну, которые породили страшных, безобразных и кровожадных Кербера, лернейскую гидру, а в более поздних мифах это еще и загадочный Сфинкс и Химера, которых одолел Геракл. Существовали образы демонов, которые объединяли в одном целом подобие человека и животных (например - кентавры, сирены). Это свидетельство неотделимости древних греков от природы (пример - Эринии выступают судьями преступлений против Земли и семейных законов). В глубинах истории демоны играли значительную роль, они удручали сознание, нагоняли страх, держали человека в покорности. Тем не менее, дальнейшее развитие анимизма приводит к тому, что и боги, и демоны все больше становятся похожими на людей (антропоморфными).

Патриархат изменяет и божеств, к власти приходят младшие боги, рожденные властью мужчин в общине. Этот период вошел в историю как эпоха героизма. Боги-олимпийцы возникали как бессмертные, красивые, совершенные люди. Они не такие уже страшные человеку, с ними можно общаться, просить помощи или даже бороться (примеры подвигов Геракла), даже рожать детей. Природа уже не выступает как вражеское начало. Она радушная и доступная, и древние греки начинают замечать, оценивать и поэтизировать ее красоту (часто в божественном виде).

Греки продемонстрировали свою чрезвычайную способность к общественному развитию, философичную созерцательность и аналитический ум, наблюдательность и ассоциативность мышления. Непреодолимым было их желание понять собственную сущность, свое назначение, цель существования, а особенно - гармоничность мировой системы, в которой все предметы находятся в тесной связи между собой и во взаимоотношениях с человеком.

Гениальность народа Древней Греции и состоит в этой чрезвычайной метаморфозе с богами, которую не осилила ни одна из мифологий мира. По мнению французского литературоведа и философа Ипполита Тена, древние греки - "это - умосмотрители, которые любили блуждать по вершинам, пробегать, будто Гомер, исполинскими шагами какую-то новую обширную область, одним взглядом охватывать весь мир... Философское воображение орудовало в них идеями и гипотезами так же, как мифологическое воображение - легендами и богами". Раскрепощенный ум древних греков стал основой эллинской цивилизации. Во время перехода от общинно-родовой системы к рабовладельческой изменялась и иерархия богов-олимпийцев, среди которых определился пантеон двенадцати главнейших.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: