Первые из известных нам произведений Пушкина

  

Первые из достоверно известных нам произведении Пушкина относятся к 1813 г. и свидетельствуют уже о периоде зрелого ученичества. Французская культура poesie fugitive, царившая в доме Пушкиных, борьба карамзинистов с архаиками, в которой юный поэт не колеблясь избрал стан первых, молодость, влекущая к чувственным наслаждениям, - все это предопределило выбор поэтической школы в творчестве Пушкина самого раннего периода. Это была школа легкой поэзии, во Франции пережившая расцвет в конце XVIII в. Аллегорическим языком вне индивидуального восприятия жизни ранняя лирика Пушкина повествует о судьбе «человеческой»

  • И ты любезный друг, оставил,
  • Надежну пристань тишины,
  • Челнок свой весело направил
  • По влаге бурной глубины;
  • Судьба на руль уже склонилась.
  • Спокойно светят небеса,
  • Ладья крылатая пустилась -
  • Расправит счастье паруса.
  • Дай бог, чтоб грозной непогоды
  • Вблизи ты ужас не видал,
  • Чтоб бурный вихорь не вздувал
  • Под челноком шумящи воды!

Конечно, при этом в стихотворениях Пушкина нередко проскальзывают и реальные приметы жизни, но инерция стиля явно сильнее живых впечатлений:

  • Мне видится мое селенье,
  • Мое Захарово; оно
  • С заборами в реке волнистой,
  • С мостом и рощею тенистой
  • Зерцалом вод отражено.
  • На холме домик мой;с балкона
  • Могу сойти в веселый сад.
  • Где вместе Флора и Помона
  • Цветы с плодами нам дарят

Отметим еще одну черту ранней поэзии Пушкина, на которую обратил внимание в связи с поэмой «Монах» Б. В. Томашевский: «Характерна одна особенность ранней поэмы Пушкина, отсутствующая или почти отсутствующая в его позднейших произведениях, - это внимание, уделенное им живописи. Перед нами целый список имен художников - Рафаэль, Корреджо, Тициан, Альбани, Верне (Жозеф - маринист), Пуссен, Рубенс» Эта особенность, присущая и другим ранним произведениям Пушкина, нам кажется знаменательной. Обращение к жизни не непосредственной, но уже преобразованной искусством мы можем отметить и в таких стихотворениях, как «К живописцу», «Гроб Анакреона», «Фиал Анакреона».

 В том же значении выступают постоянные обращения юного поэта к «парнасским жрецам», - значительная часть пушкинских стихотворений 1813-1816 гг. представляет собою настойчивое определение тех литературных образцов, которым собирается следовать поэт, причем даже из поэзии любимого Батюшкова отбираются лишь произведения, принадлежащие к эпикурейской струе его творчества. Сказанному выше, на первый взгляд, противоречит наличие в раннем творчестве Пушкина произведений, жанры которых выходят за пределы «легкой поэзии». Б. В. Томашевский, например, склонялся к тому, чтобы определять господствующие тенденции раннего творчества Пушкина по «капитальным» его произведениям (т. е. относящимся к жанрам поэмы, повести, комедии). Между тем не случайно эти произведения не были доведены до конца и, как правило, оборваны в самом начале работы над ними. Дело здесь не в недостатке мастерства, не позволяющего справиться с «большой формой», - скорее, Пушкин быстро охладевал к подобным замыслам потому, что они в ту пору не вполне его удовлетворяли.» Тем не менее приверженность Пушкина к подобным замыслам, хотя эти произведения не были доведены до конца, была.

Очевидно, не случайной. «Высокие» героические темы («Александру», «Принцу Оранскому», «Воспоминания в Царском Селе»), а также сатирические мотивы (гражданского накала - «Лици-нию» и в литературно-пародийном варианте - «Тень Фонвизина») возникают в творчестве Пушкина как отзвук событий эпохи и обнаруживают уже в ту пору некие потенции его творчества, пока еще в полной мере не распитые именно в силу его сосредоточенности на эпикурейских темах, которые осмысляются как главное па-значение поэзии. Говоря о ранних стихах Пушкина как о стилизациях, ориентирующихся на образцы легкой поэзии, необходимо подчеркнуть, что механизм такого рода стилизаций был достаточно сложен. В этом отношении показательно стихотворение «Казак» (1814), которое в автографе помечено «С малороссийского», а в копии лицейского товарища Пушкина Горчакова содержит указание на источник - «Ехал козаче и пр.». Здесь имеется в виду песня Маруси из оперы-водевиля А. А. Шаховского «Казак-стихотворец» (1812). Kоторая, между прочим, с сочувствием отмечена Пушкиным в статье «Мои мысли о Шаховском» (при общей отрицательной оценке водевиля). Однако эта песня дает Пушкину только тему. Но не сюжет:

  • Ехав казак за Дунай.
  • Сказав дивчине: прощай.
  • Вы, коники вороненьки.
  • Несите да
  • гуляй ...

Следует упомянуть еще один «образец», на который Пушкин ориентируется в данном случае, - мы находим указание на этот счет в самом пушкинском тексте: «Верь, коханочка, пустое; Ложный страх отбрось» . «Ложный страх» - название стихотворения Батюшкова (подражание Нарни); у него же имеется и стихотворение «Разлука», сюжетно напоминающее пушкинское стихотворение не в меньшей степени, нежели народная песня. Обратим внимание на жанр стихотворения, в ранних копиях названного «балладой». Фантастический элемент, обязательный для этого жанра в его романтической разновидности, раннему Пушкину чужд, - от этого жанра он берет пока его эпико- драматическое начало. Уже в раннюю лицейскую пору Пушкин достигает в своем творчестве вполне профессионального уровня - он не просто мальчик, подающий большие надежды, но и заметный поэт своего времени, чьи произведения печатаются в журналах, входят в состав сборников образцовых российских стихотворений («Александру», «Воспоминания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе») и даже проникают в устную песенную традицию («Романс», «Казак» )

Можно ли в ту пору говорить об оригинальных чертах пушкинской поэзии? Нам кажется, что эта оригинальность обнаруживается в пристрастной разработке некоторых традиционных мотивов. Характерна и примеряемая Пушкиным в его ранних стихах поэтическая маска - маска не просто философа-ленивца, по «монаха», «чернеца», «расстриги», мечтающего о земных радостях. Эта маска до некоторой степени отражает реальные лицейские впечатления, но важно подчеркнуть, что вместе с тем она отражает и пафос пушкинской поэзии, не только жизнелюбивой, но и свободолюбивой.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: