Пьеса И. Карпенка-Карого «Хозяин» – социально-сатирическая комедия нового типа

  

Иван Карпенко-Карый - виднейшая фигура в украинской драматургии конца XIX - начала XX столетий. Он был, по определению И. Франко, «тем великим драматургом, которому равного не имеет наша литература». Драматургическое наследие писателя состоит из восемнадцати пьес, из которых наиболее известной является пьеса «Хозяин». Это социально-сатирическая комедия нового типа. Написана она была в 1900 году. В это время процесс развития капитализма в сельском хозяйстве  на Украине проходил особенно быстрыми темпами, и в конце 90-х годов XIX столетия полновластными хозяевами была небольшая кучка капиталистов-аграриев, которая жестоко эксплуатировала десятки тысяч сельских тружеников. Внимательным глазом художника присматривался Карпенко-Карый к новым богатеям, которые уже переросли известного нам Герасима Мошну. Эти наблюдения драматурга за процессом экономического роста украинского «чумазого» и стали жизненным основанием комедии «Хозяин», а прототипами - украинские капиталисты-землевладельцы и их слуги и управляющие.

 В письме к сыну И. Тобилевич указал: «Комедия эта очень серьезная, и я боюсь, что будет скучна для публики, которая от комедии ждет только смеха. «Хозяин» - злая сатира на человеческую любовь к стяжательству, без всякой иной цели». Но это комедия нового типа, которая призвана была показать, как ненасытная жадность к наживе, которая становится самоцелью, превращает богатея в морального урода, делает из него страшного хищника, который угрожает существованию других людей. Средствами едкого смеха эта комедия разоблачает одичание большого землевладельца, его духовную убогость и жестокость.

В построении пьесы «Хозяин» автор отошел от упроченных традиций, которые требовали от драматурга главное внимание сосредоточивать на внешней интриге, переплетении эффектных сцен, которые должны рассмешить зрителя. Руководствуясь в своем творчестве требованиями жизненной правды, Карпенко-Карый понял, что социальная комедия должна быть не развлекательной, а поучительной, что она призвана анализировать общественные явления, глубоко раскрывать разногласия, человеческие характеры. Углубляясь в характер миллионера, драматург придает большое значение каждой ситуации, явлению, реплике в произведении, заботится, чтобы каждый шаг Пузыря, наименьшая деталь быта раскрывали прожорливость, хищнический характер, моральную уродливость «стяжателя». Такое развертывание действия вокруг главного персонажа направило внимание и любопытство читателя и зрителя на глубокое исследование человеческих характеров, важных общественных проблем. По-новому построил драматург и композицию произведения.

Автор мастерски соединил комические элементы, которые, безусловно, преобладают, драматические и даже трагические. Вот, например, сцена, в которой изможденная голодом толпа пришла к Пузырю с жалобой на ужасное, нечеловеческое питание. И совсем не смех, а глубокое сочувствие к обездоленным рабочим вызывает она. А кого до глубины души не растрогает трагическая смерть честного юноши Зозули, который стал безвинной жертвой «хозяйского колеса» Пузыря. Благодаря объединению комических и драматических элементов комедия «Хозяин» вызывает у зрителя не только едкий смех, но и негодование. Бесспорно, большим творческим характером автора является центральный образ комедии, художественная сила которого заключается в его мастерской индивидуализации и глубокой типичности.

Яркими психологическими и бытовыми деталями, диалогами, наполненными глубоким содержанием, индивидуализацией языка героев, реалистическим изображением среды, в которой действует Пузырь, драматург сумел создать целостный, убедительный и глубоко обобщающий образ украинского мироеда-миллионера конца XIX столетия, придав ему одновременно черты живого, конкретного человека. Ненасытная жадность к обогащению - основная, определяющая черта в характере Пузыря. Это убедительно показывает автор комедии. Она поглотила все существо вымогателя, сделала его жестоким и бездушным, скупым и деспотичным, черствым и некультурным. Но Пузырь дулся, дулся да и лопнул, став жертвой своей ненасытной наживы.

И не сочувствие, а саркастический смех вызывает у зрителя неминуемая смерть алчного мироеда. Отдельными новаторскими чертами является и применение драматургом таких композиционных элементов и художественных приемов, как характеристика образа через психологические и бытовые детали, введение внесценического действия, насыщение реплик, тирад глубоким подтекстом, умение оживить на сцене отдельные вещи и т.п. Например, как много значит в комедии история с халатом! Этот предмет домашней одежды. в самом деле оживает в произведении, став средством насмешки над Пузырем, над его скряжничеством и некультурностью.

Итак, комедия И. Карпенко-Карого «Хозяин» - комедия нового типа. Она не только смешная, а и очень печальная, за смехом кроются горячие слезы. А еще очень серьезная. Хотя и опасался автор, что она будет для публики скучной. Острота и актуальность затронутых в пьесе проблем, жизненная и сценическая правда образов и мастерство композиции обеспечили ей большой успех. С большим успехом идет эта комедия и на сцене современных театров.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: