Почему я выбрала Достоевского и Лескова

  

Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или ПРАВО имею... Он считает, что людей, которые сами не способны изменить свою жизнь, может спасти добрый властелин и для этого можно преступить нравственные законы. Он решает убить никому не нужную, с его точки зрения, старуху-ростовщицу, сделать первый шаг, избавить мать и сестру от унизительно послушнического положения и осчастливить, возможно, своей деятельностью человечество. О Раскольникове, задумавшем убить богатую старуху, говорится, в частности: Он решил... что задуманное им не преступление...

Вот почему его деяние страшнее всякого обыкновенного преступления, т. к. он не просто убил, а хотел утвердить правоту убийства, утвердить само право на преступление. Но помимо старухи Раскольников убивает и ее сестру Ли-завету забитое и безответное существо, полное простоты и смирения, ту Лизавету, которая еще недавно чинила его рубаху. И хотя он совершил убийство, т. е. теория победила, но что-то мешает Раскольникову не только жить, а просто жить.

Что именно. А то, что он как бы ножницами отрезал себя от всех людей. Раскольников должен, по своей теории, отступаться от тех, за кого страдает.

Должен презирать, ненавидеть и убивать тех, кого любил. Он не может этого вынести. Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось душе его... Кровавая драма уездной леди Макбет столкновение простодушной и веселой героини с мертвым, домостроевским укладом, жизнь с нелюбимым мужем. Лесков назвал ее короткую и страшную жизнь драмою любви.

...Послушно принять судьбу, как она есть, раз навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить! Послушно склонить голову перед судьбой, требующей страшных жертв, принять железную необходимость унижения, страдания, нищеты и порока, принять слепой и безжалостный фатум, с которым, казалось бьх, смешно спорить это для Раскольникова отказаться от жизни совсем. Драма жизни Катерины Измайловой и Раскольникова это драма сильной личности, страдающей от несовершенства мира. Личности, не желающей принимать безропотно условия бытия. Такая драма возможна только для личности, развернувшейся в своем протесте в таких формах, которые отрицают сами устои морали и человечности и выражают тем самым мораль ее окружения.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: