Поэма-Комедия «Сон» и современная Шевченко общественно-политическая действительность

  

Сатирическая поэма «Сон» принадлежит к виднейшим произведениям поэта периода «Трех лет». В это время центральной темой его творчества становится критика самодержавно-крепостнического порядка в современной поэту России. В поэме «Сон» это осуществляется в аллегорической форме. Шевченко дал к произведению подзаголовок «комедия», стремясь подчеркнуть сатирическую направленность поэмы. Лирическому герою произведения, который находился под хмельком, будто бы приснился странный сон. Герой пролетает над землей, попадается в разные уголки царской России. Такой прием дает Шевченко возможность свободно перемещаться с одной местности в другую и создать полную картину положения народа в самодержавно-крепоснической России. Начинает поэма вступлением, в котором в сатирической форме рассказывается о современной поэту жизни.

Поэт просит современников опомниться, быть человечными, так как «все на сем миру - и царята, и старчата - Адамовы дети». Дальше поэт передает сон, который приснился лирическому герою. В этом сне можно выделить три эпизода: первый - жизнь в Украине, второй - в Сибири, третий - в Петербурге в царских палатах.

Пролетая над Украиной, лирический герой поэмы обращает внимание на контраст между ее живописной природой и положением трудового люда. Описания украинской природы принадлежат к самым поэтичным местам в поэме. Разительным контрастом к природе представляется жизнь крепостных. Шевченко приводит впечатляющие факты: под плетнем опухший ребенок умирает из голода, а мать в это время жнет на барщине пшеницу, у вдовы-калеки единственного сына забирают в войско, женщину, мать-одиночку родители выгнали из дома... Описав такие явления, поэт обращается в полемическом запале к самому Бог, упрекая ему за невмешательство. Поэт задает вопрос: «Или долго еще в сем мире палачам властвовать?»

Из Украины воображение поэта переносит нас в Сибирь, на рудники, где добывали золото. На рудниках тогда работало много политических ссыльных. Лирическому герою послышалось, будто под землей загудели кандалы, и он увидел каторжан. Были там уголовные преступники, осужденные за убийства, ограбление, а среди них - «царь воли, царь, клеймом увенчанный!». В описании «царя воли» Шевченко воплотил типичные черты борцов за народную волю. Этот герой отличается среди других, ведет себя с достоинством: «В мучении, в каторге не просит, не плачет, не стонет! Раз добром нагретое сердце годы не остынет!»

Шевченко упоминает и «думы, цветы ржи», которые сеял в народе «царь воли» - борец за народные права. Его беспокоит, сумели ли борцы за народную волю передать, посеять свои идеи среди людей, или позаботились они о том, чтобы эти идеи распространились в народе.

Из Сибири автор переносит нас в Петербург, и в этом эпизоде он достигает наибольшего сатирического эффекта. Петербург избражается Шевченко городом, построенному на человеческих костях, на крови. Пролетая над Петербургом, лирический герой обращает внимание на памятник, который построила Петру І Екатерина II. На памятнике написано: «Первому Вторая». Шевченко высказывает народную точку, зрения на деятельность этих царей, которые принесли много лихого Украине: «Это тот Первый, что распинал Нашу Украину, А Вторая доконала Вдову-Сиротину ».

С помощью «землячков» лирический герой в Петербурге попадает в царские палаты. Этот прием дал Шевченко возможность сатирически нарисовать царя и его придворных, раскрыть никчемность их стремлений и интересов. Царя поэт сравнивает с медведем - такая его огромная сила. Когда же этот вельможа оказывается в одиночестве, то превращается в маленького никчемный котенка. Царь с царицей и их придворные описаны с помощью сатирических характеристик.

Царь - высокий, сердитый, царица - «будто опенок засушен, тонкая, длинноногая», она ступает «будто цапля», царь не говорит, а «болтает», с подчиненными они «будто сычи надуты», разговора царя и царицы никчемны, они говорят «о новых петлицах и о муштрах еще новейших». Не лучше нарисованы и придворные. Это панство «напыщенное, пузатое», они заигрывают с царем, развлекаются, пьянствуют. Об отношениях между царем и подчиненными Шевченко хорошо сказал в эпизоде, метко названному И. Франко «сценой генерального мордобития». Пьяный царь, рассердившись за что-то на своего подчиненного, ударил его в морду. Тот - низшего по чину, и так далее. В этой гротесковой сцене Шевченко подметил основной бюрократический принцип руководства в самодержавной России, когда «меньший меньшего туза». Показывая такие разоблачительные за своей силой сцены, поэт говорит читателям, который дальше так жить нельзя. Вопрос, поставлен в начале поэмы: «Или долго еще в сем мире палачам властвовать?», является идеей этого сатирического произведения.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: