Поэма Т. Шевченко «Кавказ»: сатирическое разоблачение царизма

  

В 1840-1845 годах Русская империя вела одну из многочисленных колонизаторских войн. Т. Шевченко изобразил эту войну в поэме «Кавказ». Сразу появляется вопрос, почему поэт обращается к теме войны, в которой не берут, к счастью, участия его соотечественники? Чем заинтересовало художника именно это историческое событие? Как по мне, тема войны на Кавказе заинтересовала Шевченко потому, что общее горе, как говорят, объединяет. Так же объединяла все покоренные народы захватническая имперская политика тогдашней России. Объединяла в неприятии неправды, в борьбе против несправедливости и несвободы. Но народ Кавказа отличался от других в первую очередь тем, что единственный из порабощенных много лет боролся. Дал о себе знать, наверное, менталитет. И это не только модное слово, потому что за ним народная душа и принципы жизни целых наций. Да, горная гордость, выдержка, мужество и героизм, помогли горцам бороться против несправедливости, однако не спасли... В кавказской войне погиб друг Т. Шевченко.

Странно, но художник Яков де Бальмен воевал на стороне Русской империи. Как воспринимает Шевченко такую его позицию? В сущности, это не было позицией Бальмена, то есть его личными гражданскими и политическими взглядами. Отравленное пропагандой сознание человека уже не способно трезво оценивать ситуацию... Тарас Шевченко уместно вводит яркий и символический образ Прометея. Мы знаем, что Прометей - герой античной мифологии, который принес людям огонь и за это был наказан: его приковали к скале, и ежедневно ворон прилетал мучить и истязать его. Кобзарь переосмысливает образ Прометея, вкладывая в него новое значение. Прометей - символ народа, а орел - царизма, народ страдает от несправедливости и издевательств, однако мы знаем, что сила духа народа может прекратить страдание. Т. Шевченко выражает мнение о необходимости объединения народов ради получения свободы. «Боритесь - и поборете!» - это лозунг, выраженный в поэме, становится крылатым высказыванием. Не является ли это свидетельством его правдивости?

Монолог колонизатора в поэме «Кавказ» можно считать вершиной саркастической литературы, и не только украинской, но, без преувеличения, и мировой. Колонизатор обращается к горцу, заверяя его, что он будет иметь свой хлеб, однако, не понимая, что надменному и красивому горному народу больше нужна духовность и воля, чем материальные блага. Потому что, что значит хлеб, когда ты чувствуешь себя рабом, а хлеб этот получаешь из чьей-то «хозяйской» руки, которая бросает тебе его, как будто собаке? Увлекшись величием России, «оратор» хвастается христианскими добродетелями русского народа, богатством и красотой престолов (забыв почему-то о низах, которые страдают в бедности)... Чего стоит только «Сибирь неисходимая»! Да, «неисходимость» Сибири увидели собственными глазами много талантливых прогрессивных мыслителей и людей искусства, которым «повезло» родиться в порабощенных народах и еще более «повезло» иметь острый ум и свободолюбие. Имперский колонизатор с увлечением замечает, как на всем пространстве его необъятной Родины «на всех языках все молчит» - молчат занемевшие и закованные народы, молчат и сами россияне из низов, потому что не имеют времени, как говорят, на небо глянуть за тяжелой работой... Почему все молчит? Конечно, «потому что благоденствует...».

Поэма «Кавказ» является настоящим шедевром, потому что она не только наполнена глубоким содержанием и гражданским патриотическим пафосом, но и написана в непревзойденной саркастической манере. Это произведение является очень известным в Грузии, оно переведено на многие языки, высоко оценено критикой. Кроме того, оно содержит такую простую, но такую важную идею единения ради общего добра и ради преодоления несправедливости.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: