Погубленная жизнь в повести Степана Васильченко «Талант»

  

«Талант мужества и талант сочувствия, без которых не бывает настоящего писателя, высшей мерой был присущий этому человеку, оказываясь и в творчестве Васильченко, и в его жизненных поступках»,- отмечал Олесь Гончар. Это в самом деле был «мужественный талант», который негромко, деликатно отстаивал свои гуманистические принципы в литературе, собственные взгляды на ее предназначение. Придирчивые литературные критики не раз донимали писателя острыми и несправедливыми суждениями, забросали претензиями, что пишет и не о том, и не о тех... Пережил революцию и гражданскую войну, а писал, как и раньше, о тех же крестьянах, о детях и учителях, о страстном стремлении народа к свету и счастью и еще о красоте Божьего мира.

В автобиографических записках «Мой путь» Степан Васильченко сознавался: «Для своего творчества я брал сознательно сюжеты из близкой мне жизни...» Окружающая действительность стала для писателя источником правдивого художественного творчества. А правда заключалась в том, что молодой побег украинского народа - дети и молодежь - вырастали в невежестве и тьме, не имели доступа к образованию и культуре. Учительствуя по селам, насмотрелся писатель на тех неграмотных потомков казацкого рода, на молодых певиц и скрипачей с живым огоньком в глазах, искренним подходом к искусству и науке. Именно эти впечатления и воплощены художественно в повести «Талант». В центре произведения - печальная судьба вдовьей дочери, молодой сельской учительницы Татьяны. Одаренная от природы незаурядными артистичными способностями, волшебной красоты голосом, она порывается к творческому простору, к знаниям, к образованию, Татьяна преисполнена жажды прекрасного, жизнерадостных надежд, стремится к полезной деятельности на благо своего народа. В образе Татьяны - одному из совершеннейших женских образов в творчестве Степана Васильченко - художественно убедительно раскрываются лучшие черты народного характера. Татьяна - работящая (об этом свидетельствуют даже отдельные штрихи ее внешности; руки у нее «стерней исцарапаны», шея «степным солнцем зажжена»), честная, добрая душой и веселая по характеру девушка, «расположенная к шуткам, к россказням», скромная, стыдливая. Осознание своей талантливости прибавляет ей достоинства, ответственности. Татьяна не собирается продавать свой талант ни за деньги, ни «за ту славу». Трогает чистота помыслов и серьезность в отношении к своему таланту. Торжественно проговаривает Татьяна: «Дано мне малейшую искорку святую... Малейшую-малейшую... и просветила она мою жизнь бедную, счастьем нагрела мое сердце... И пусть же потухнет лучше искра во мне праздника и пусть будет напрасная моя жизнь и темной темнее ночи, когда отдам ее в поругание или в болото втопчу».

Автор сопровождает этот монолог Татьяны словами: «Свела, как ребенок, руки к небу...» Кстати, эта художественная деталь «как ребенок» очень выразительная. Ею автор обращает внимание читателя на то, что чистая девичья душа была наивной, романтическое восприятие мира преобладало у Татьяны над трезвой оценкой реальной, часто жестокой к крестьянским детям действительности.

И вот - первый удар судьбы: старая помещица разогнала театр. Кроме этого, по селу пошли грязные слухи, и это тяжело удручает Татьянину душу: «Неинтересная постоянная Татьяна: и взгляд боязливый, язык тихий, будто и сама потускнела, и лицо потеряла. Боится кому-то воспрепятствовать, надоесть, ходит огородами, глухими улицами, лицо в платок прячет. Будничная какая-то, серенькая...» А еще же совсем недавно она была энергичной, веселой, ее глаза сияли вдохновением! Цветок таланта еще даже раскрыться не успел, а его уже жестоко и бездушно растоптали, «Чего ожидать? Для чего нужна жизнь? Зачем?» - с болью спрашивает Татьяна. Убили в девушке желание жить, толкнули к самоубийству.

 Образ Татьяны следует воспринимать обобщенно, так как главная проблема повести - трагическая судьба народных талантов. Автор осуждает преступное отношение общества к одаренной молодежи из народа, к школьникам, к народному образованию. Повесть заканчивается трагически, она вызывает глубокую грусть, но рядом с этой грустью оставляет мысль, что народ, который порождал людей с Божьей искрой в души, имеет воистину неисчерпаемые духовные силы.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: