Поиск смысла бытия в «Божественной комедии» Данте

  

Под именем Данте вошел в литературу будущий всемирно известный поэт, который сократил данное ему в честь деда имя  Дуранте. Всех известных писателей и поэтов мы называем по фамилии. Имена же большей частью фигурируют в Святом Письме - Петр, Павел... Рядом с ними стоит и Данте, который создал «Комедию» (1307-1321). Поэма написана от первого лица, ее герой - сам Данте - путешествует из Ада через Чистилище в Рай. 100 песен, из которых состоит «Комедия», вызвали восхищение у литературного исследователя Боккаччо, и он прибавил эпитет восхищения «Божественная!» В казну литературы Данте вошел и как автор сонетов о любви. Цикл стихов он посвятил Беатриче Портинари, которую в 9 лет увидел на одной из флорентийских улиц. Ранняя смерть Беатриче породила скорбные стихи. Беатриче вошла в сознание человечества как символ прекрасной, нетронутой, возвышенной любви.

На протяжении многих лет на чужбине Данте вынашивал и обрабатывал свое прекрасное творение - поэму «Божественная комедия». Он закончил ее незадолго до смерти. Произведение это - итог всей его жизни - дает широкую картину представлений Данте о мире, о действительности и пламенной проповеди дорогих ему идей. «Божественная комедия» - высшее достижение средневековой культуры, которое знаменует собой переход до новой эпохи. Огромная по объему поэма имеет три части - «Пекло», «Чистилище», «Рай» - соответственно три этапа мысленного путешествия поэта. Она начинается описанием состояния человека, который переживает духовный кризис, болезненно ищет путь к истине.

  • На середине пути жизненного
  • Я оказался где-то в темном лесу...

Любимая поэта Беатриче просит Вергилия вывести Данте на правильный путь:

•·        Мой друг, который счастью не был другом,
•·        В пустыне горной верный путь обресть
•·        Отчаялся и оттеснен испугом.
•·        Такую в небе слышала я весть;
•·        Боюсь, не поздно ль я помочь готова,
•·        И бедствия он мог не перенесть.
•·        Иди к нему и, красотою слова
•·        И всем, чем только можно, любя,
•·        Спаси его, и я утешусь снова.

Вергилий ведет Данте через ад, который начисляет девять кругов. В первом они видят души праведников, поэтов и героев дохристианской старобытности. Христос выводит оттуда ветхозаветных праотцов и пророков - Адама, Авеля, «чистого сына его», Ноя, Моисея, «уставщика и служителя», «седого Авраама», Якова Израиля и его детей. Среди тех, кто удостоен райского блаженства, упомянуты героини библейских бытовых, героических и лирических рассказов - Сарра, Ревекка, Рут, Юдита. К их обществу после прощания с Данте присоединяется и Беатриче.

Спускаясь ниже и ниже, поэт видит грешников - ростовщиков, жадных, насильников, воров, корыстолюбцев. В адскую бездну сброшены жестокие тираны, которые в бессильной злобе скрежещут зубами в огневой реке, и папы, которые грешили при жизни. В девятом круге ада - озеро, где в лед навечно вмерзли предатели родных и родины. Пройдя через чистилище, поэт в сопровождении Беатриче отправляется в путешествие райскими сферами. Здесь Данте встречает апостола Петра, Якова, Иоанна. Беатриче, его проводница и наставница, предлагает проверить его «по легким и трудным вопросам». Демонстрируя эрудицию, Данте показывает осведомленность не только с Библией, а и с «человеческими науками» - физикой, философией. Он, как и другие философы-гуманисты, убежден, что существуют разные пути к познанию истины, и человек не должен пренебрегать ни одним.      

На страницах поэмы имена Христа, праведников и святых встречаются рядом с именами Горация, Сенеки, Ювенала, персонажами греческой и римской мифологии. Это характерно для гуманизма объединение «Христа с Цицероном» свидетельствует, что Данте не присущ фанатизм, замкнутость, ограниченность, что он черпает богатства из всей казны духовной культуры.

Рай, по представлению христиан, - место, где властвует справедливость и вечное блаженство. Они верят, что рай создан лишь для них. Но Данте понимает, что праведники были и до Христа, существуют и вне его религии, и он помещает в рай всех, кто заслуживает вознаграждение, возвышая тем самым канонические представления.

Прежде чем подняться в небо, Беатриче дает Данте возможность в последний раз глянуть на грешную землю, где властвует зло, рожденное алчностью, под которой поэт понимает власть материальных интересов. И Данте убежденный, что мир идет не к гибели, а к рассвету, что за зимой настанет весна, что за цветком вызреет плод, что добро победит.

Как видим, вся поэма, и особенно часть «Пекло», пронизанная духом пылкой политической борьбы, рожденной новой эпохой. С наибольшим презрением изображает поэт нерешительных, но желающих в жизни бороться на чьей-то стороне. Эти души бросаются гурьбой в покои ада, не допущенные ни в рай, ни в ад, поскольку рядом с ними грешники могли бы возгордиться. Образ родного города Флоренции, судьбы, люди, обычаи, события общественной жизни постоянно оживают перед Данте в картинах загробного мира. Остро выраженные во всей поэме симпатии и антипатии автора. Для императора Генриха заготовлен трон в раю, в аду ждут заклятого политического врага Данте - папу Бонифация. Данте выступает с острой критикой официальной католической церкви.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: