Преодоление канонов классицизма в комедии «Горе от ума». Язык комедии Грибоедова

  

Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения:

1. В комедии «Горе от ума» можно заметить черты Классицизма:

быстрое развитие действия;

острота диалогов;

насыщенность языка афоризмами и эпиграммами;

сохранение трех классических единств (действия, места, времени);

особенности сценических амплуа (Чацкий — резонер, Лиза — субретка и т. д.);

говорящие имена и фамилии.

Однако Грибоедов делает своих героев не однолинейными, как в классицизме, а более сложными и многогранными. Образы приобретают нарицательный смысл и символизируют русские общественные явления, которые впоследствии приобрели такие названия, как Фамусовщи-На, молчалинство, скалозубовщина, репетиловщина.

Грибоедов — мастер речевых характеристик. Он наделяет каждого персонажа неповторимым характером, что подчеркивает хотя и условный, но отчетливо видимый реализм «Горя от ума».

Условность реализма комедии заключается прежде всего в том, что автор обнаруживает себя, вкладывая в высказывания Чацкого свои собственные мысли и суждения.

II. Язык комедии Грибоедова

Начать разговор о языке комедии можно с сообщений групп о речевых характеристиках героев: Чацкого, Фамусова, Молчалина, Скалозуба.

Анализ эпизода драматического произведения

Примерный план

События эпизода и его место в сюжете всей пьесы.

Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание пьесы.

Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов.

Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и их связь с проблематикой пьесы.

    Основной конфликт.

    Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).

    Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.

    Наличие авторских ремарок и их смысл.

    Отражение в эпизоде идейно-эстетических взглядов автора. Мысли и суждения автора, не свойственные героям пьесы. Подтекст эпизода.

    Своеобразие художественного времени и пространства в эпизоде.

    Эмоциональная окрашенность и пафос эпизода.

    Функции эпизода и его композиционная роль в пьесе.

    Отражение в эпизоде жанрового своеобразия пьесы.

    Своеобразие авторского творческого метода, проявившееся в эпизоде, его связи с литературными направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

    Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре.

Особое внимание следует уделить анализу финальных монологов Фамусова и Чацкого, возможен и их сопоставительный анализ (см. таблицу на с. 109).

Итоговые вопросы

    Чем проблематика и образы комедии важны читателям XXI века?

    Почему «Горе от ума» включено в репертуар многих современных театров?

В комедии «Горе от ума» Грибоедов преодолевает каноны классицизма, создавая произведение, предвосхищающее реализм в русской литературе. Важнейшим средством создания неповторимых образов и нравов общества является язык комедии. Проблематика пьесы и образы, ставшие символическим выражением общественных отношений между людьми начала XIX века, позволяют спроецировать их на наше время, быть интересными современным зрителям и читателям.

Домашнее задание

Прочитать статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: