Пример урока – Портрет как жанр живописи

  

Первая ценность каждой картины - быть праздником для глаз. Э. Делакруа К жанру портрета принадлежат произведения изобразительного искусства, в которых отражен внешний вид конкретного человека или группы людей. Портрет в литературном произведении является элементом структуры художественного целого и составляющей художественного образа в частности. В отличие от портрета литературного, портрет в живописи воплощает всю образную систему произведения, т.

е. равняется ей. Он, хотя и имеет признаки обобщения и социально-психологического содержания, прежде всего, доминирует оптической достоверностью, конкретным воспроизведением оригинала, модели, прототипа, а также отображением внутреннего мира, характера, возраста, отношения художника к модели и окружающему миру. Именно об этом писал в своем известном стихе «К портрету Филиппа Меланхтона» венгерский поэт Антуан Вранчич (Антон Веранций; 1504-1573). Дюрер портрет написал Меланхтона с большим искусством, Только не дышит, молчит и неподвижен портрет.

Весь же облик его наполнен жизненной силой:

    Явственно выражен здесь мужа божественный ум. Шея, глаза в него и все лицо его в целом Истинной жизни полны в образе этом немом. Что ж, коль дыханья нет и движений в картине безмолвной, Знаменитого не завершил в ней живописец труда.

Вспомним послание А. Пушкина художнику О. Корейскому, который создал, по оценке отца поэта, наилучший портрет его сына:

    Любимец музы легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, , Меня, питомца чистых муз... Себя, как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит...

Итак, поэт увидел свой портрет как завершенную картину-шедевр. Взволнованный до глубины души, он пишет бессмертное послание художнику. Чтобы дать ученикам первичное представление о портрете как жанре живописи, достаточно обратиться к способам его создания. Портреты могут писаться с натуры, по предыдущим наброскам или этюдам, на основании рисунков и гравюр других мастеров, кино - и фотохроники, по словесному описанию или воображению. Каждый из Них может быть создан как монументально-декоративный, станковый, портретная миниатюра, графический и скульптурный. По композиционному решению различают портреты в полный рост, по колени, вполоборота, поясные, сбоку (профиль), погрудные, фронтальные (анфас), а по характеру - парадные, или репрезентативные и психологические; в зависимости от количества изображений - индивидуальные, парные (двойные), групповые.
История портретного жанра в европейском изобразительном искусстве. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Его возникновение историки объясняют культовыми нуждами и верой людей в потусторонний мир.

Первые портреты были созданы еще древними египтянами и греками. Древние египтяне считали, что в потустороннем мире душа должна вселиться через глаза покойника в его изображение-двойника.

Скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали достаточно точное подобие его внешности. В Древней Греции идеалом совершенства человеческой личности был свободный человек, в котором моральные добродетели объединялись с физическим совершенством тела. Поэтому в пластике Древней Греции были распространены идеализированные, будто приобщенные к замечательному миру богов и мифических героев, образы поэтов и философов, общественных деятелей. Искусство античной Греции оставило мировые примеры идеализированного портрета: вспомним скульптурное изображение выдающегося деятеля античности Перикла (работу скульптора Кресилая). Видное место занял скульптурный портрет в искусстве Древнего Рима. Подчинив Грецию и исследовав ее художественные достояния, римляне много позаимствовали у эллинов.

Усвоив все лучшее, что существовало к тому времени в портретном искусстве, римляне пошли дальше в создании портретных изображений. Их работы отмечал высокий профессиональный уровень мастерства - проникновение во внутренний мир портретированного соединилось с чрезвычайной похожестью с оригиналом. В эпоху Возрождения человек все больше интересовал художников портретного искусства Италии, Нидерландов, Германии... К тому времени в обществе распространяются гуманистические идеи, возрастает осознание значимости человеческой личности.

Человек мыслится как венец творения природы, центр Вселенной. Замечательные портреты создают лучшие мастера кисти - Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Тициан Вечеллио, Антонис ван Дейк, Ван Мемлинг, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн-Младший и др. В XV-XVII ст. искусство портрета достигло своего наибольшего расцвета, В это время художники мастерски рисовали на полотне, на бумаге, высекали из мрамора, отливали из бронзы портреты своих современников. В музеях мира выставлен портреты известных художников XV ст. - итальянцев С. Боттичелли и В.

Тициана, немецкого художника XVI ст. - А. Дюрера, фламандских мастеров XVII ст. - П. П. Рубенса и А. ван Дейка.

Следующие столетия обогатили новыми открытиями портретный жанр — появились непревзойденные произведения известных художников, имена которых вписаны в историю европейского и мирового портрета. Это — Диего Веласкес, Рембрандт, Томас Гейнсборо, Жак-Луи Давид, Жан-Доминик Энгр и др.

Особенно значительных успехов достигло искусство русского портрета в XIX - начале XX столетий. Вспомним работы О. Кипренского, К. Брюллова, В. Тропинина, И. Крамского, И.

Репина, В. Серова, которые стали широко известными во всем мире. В середине XIX ст. одно из главных мест занял особый вид портрета - портрет-тип. Человека изображали во всей психологической сложности, как по его роли в обществе, так и в объединении индивидуальных и типичных черт. Гениально передал такое объединение М. Ге в образе А.

Герцена. Последователями М. Ге на этом пути стали В. Перов (портрет Ф. Достоевского, 1872. Полотно, масло.

Государственная Третьяковская галерея. Москва) и И. Крамской (портреты Л.

Толстого, 1873 и Н. Некрасова, 1877, оба - полотно, масло. Государственная Третьяковская галерея). Наибольшие достижения в создании портретов-типов принадлежат И. Репину. Он находил в своих моделях неповторимо-конкретные, лишь им присущие позы, жесты, выражения лица и с помощью этого передавал духовные черты личности, ее социальную характеристику.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: