Принципы и правила построения речи

  

Структурные элементы речи Цель: дать учащимся целостное, развёрнутое представление о публичном выступлении; совершенствовать умения и навыки анализировать структуру публичного выступления; прививать эстетический вкус; развивать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности и в дальнейшем самообразовании. оборудование: учебные тексты; РМ для практической работы и таблица «Композиционное построение речи»; учебник; схема «Модель индивидуальной подготовки к выступлению» тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Прогнозируемые Результаты: учащиеся определяют коммуникативную цель, тип стиль, жанр, тему публичного выступления; анализируют структуру выступления: вступление и заключение, логичность размещения доказательств выдвинутых положений, учёт адресата речи, формулировка основной мысли, тон, интонация, отступления от темы, паузы, заполнение пауз, соответствие выступления требованиям культуры речи.
ХОД УРОКА I.
Организационный этап II.
Актуализация опорных знаний Беседа ♦ Охарактеризуйте основные роды и виды ораторской речи.

♦ В чём заключается сходство и различие между классификацией аристотеля и современными классификациями родов ораторской речи? ♦ Какие виды ораторской речи получили наибольшее развитие в русской речевой традиции? III.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности Учитель.

Букер Т. Вашингтон, выдающийся негритянский просветитель и оратор, рассказывал историю, очень поучительную для начинающего оратора: «Корабль потерял направление и в течение многих дней блуждал по морю, пока не повстречался с дружеским судном. С мачты потерявшего курс корабля был подан сигнал: «Воды, воды, мы умираем от жажды!» Тотчас же с встречного корабля был подан ответный сигнал: «Опустите ведро на том месте, где находитесь». Снова сигнал с терпящего бедствие корабля: «Воды, воды, пришлите нам воды!» И снова ответ: «Опустите ведро там, где находитесь».

Капитан внял, наконец, совету, приказал опустить ведро. Когда его подняли, оно было наполнено пресной, кристально чистой водой. Оказалось, в этом месте было речное течение из устья амазонки…» Вы хотите стать оратором.

Задача кажется сложной и внушает страх. Что говорить? Как вести себя?

Ответ один: начните с того места, где вы находитесь. Начните с того, что вы собой представляете и что вы уже знаете… Для начала будущий оратор не должен обременять себя множеством правил и методических указаний, которые могут лишь сбивать с толку, если усвоить их «залпом». Вместо этого следует подыскать интересную тему, поработать над ней, пока она не оживёт и в таком животрепещущем виде не станет достоянием слушателей. Следующие указания о подготовке речи и выступлении будут единственными наставлениями, необходимыми для вашего первого выступления в классе.

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1. лекция учителя (Учащиеся конспектируют основные положения лекции учителя. ) — Выбирайте тему, которая связана с вашим личным опытом и по которой вы сможете в случае необходимости получить дальнейшую информацию в библиотеке или в другом месте. Тема должна быть, при условии её надлежащей проработки, интересна и вам, и вашим слушателям. Она должна быть краткой и понятной, доступной для восприятия. желаете Вы только что-нибудь объяснить, описать или просто рассказать?

Или вы хотите заставить слушателей изменить своё мнение или убедить их что-либо сделать? Чтобы получить ясное представление, чего вы добиваетесь, изложите в письменном виде ваше намерение в форме целого предложения. Если содержание речи взято не только из ваших личных переживаний (что возможно в редких случаях), черпайте материал не из единственного источника, а из многих. Прочтите не одну, а несколько журнальных статей, соберите информацию из разных книг.

Вскройте точки зрения различных авторов, сопоставьте их. Обратитесь к «Справочнику периодической печати» в справочном отделе библиотеки и просмотрите, какие журнальные статьи перечислены под заголовком, имеющим прямое или косвенное отношение к вашей теме. Для библиографических справок обратитесь к картотеке. Побеседуйте по интересующему вас вопросу с окружающими, запишите приходящие в голову мысли и факты. 2. ознакомление со схемой «модель индивидуальной подготовки к выступлениям» (на доске), таблицей «Композиционное построение речи» (одна на парту) (Учитель комментирует основные положения схемы и таблицы.

) Модель индивидуальной подготовки к выступлениям Самооценка, личная идеология — чем Я могу быть интересен публике? Содержание выступления — ЧТО говорить?

Информация о товаре, Услуге, компании; программа политической партии — чем ЭТО может быть интересно публике? Изучите таблицу «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приёмы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности? III.

Заключение Задачи y Юмористическое замечание; Y Обобщить сказанное; Y вопросы к аудитории; Y повысить интерес к предмету Y афоризм; Речи; y экспрессивные обороты Y подчеркнуть значение сказанного; Y поставить задачи; Y призвать к непосредственным Действиям (в митинговой речи) (По Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой) 3. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока 4. Практическая работа в группах (рм один на группу): общие принципы управления вниманием аудитории, приёмы подготовки к речи Задания для групп ♦ Какие рекомендации дают авторы текстов начинающему оратору?

♦ Составьте партитуру предложенных высказываний. ♦ Прочитайте тексты выразительно, стараясь передать авторское намерение; выпишите анализ риторических текстов. ТЕКСТ ДЛЯ 1-Й ГРУППЫ Чтобы меньше волноваться перед выступлением, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции.

Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает всё, что ещё осталось сказать. (По А. Ф. Кони) ТЕКСТ ДЛЯ 2-Й ГРУППЫ Чтобы говорить перед аудиторией, нужно обладать очень важным качеством — умением публично мыслить.

Это сложно, потому что перед большой и новой аудиторией выступающий часто волнуется. а для того, чтобы формулировать мысли в процессе речи, нужно владеть собой, уметь сосредоточиться, подчинить своё внимание главному: помнить, что ты работаешь. Зная заранее, о чём ты хочешь сказать, надо говорить свободно, не беспокоясь о том, получится ли стройная фраза, и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома.

Если не облекать мысль в живую фразу, рождённую тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. В этом случае весь посыл выступающего будет обращён не вперёд — к аудитории, а назад — к шпаргалке. И все усилия направлены будут на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становятся однообразными, неестественными, речь — похожей на диктовку. (По И.

Андроникову) 5. выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (в парах) Глоссарий для учителя.

Интерактивное упражнение «Пресс» развивает у учащихся умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, аргументировано, лаконично. Состоит из четырёх этапов: y высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»); y обоснование своей мысли («Так как… »); y примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («Например, …»); y обобщение, выводы («Итак…»). Š Из предложенных заповедей оратора выберите 10, которые бы вы включили в «золотые правила» риторики, обоснуйте свой выбор.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: