Проблема выбора человека в межевой ситуации и личной ответственности за этот выбор в романе «Чума»

  

Цель: помочь ученикам выяснить разные возможности морального выбора человека в межевой ситуации; развивать навыки философского прочтения произведения; характеристики героев; воспитывать чувство ответственности за свой моральный выбор, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока

I.             Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. «С несправедливостью или сотрудничают, или борются»,- сказал когда-то А. Камю. Слова эти не потеряли своей актуальности и по сей день. Так как и теперь человеку часто приходится делать моральный выбор между добром и злом, честностью и нечестностью, равнодушием и активной позицией. О моральном выборе героев романа А. Камю «Чума» и наше собственное отношение к этому подискутируем на уроке.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Формирование умений и навыков школьников

1. Слово учителя

- При определенных условиях каждый человек оказывается в ситуации выбора. Один будет стараться перехитрить судьбу, другой будет притворяться, что вообще не замечает проблем, третий начнет искать оптимальные выходы из сложной ситуации. Каждый из этих выборов будет, по философии экзистенциалистов, свидетельствовать об уровне самосознания, моральной чистоты.

А. Камю в романе «Чума» сопоставляет разные типы человеческой психики. Для каждого из героев произведения наступает время прозрения, когда оголяется настоящая ценность человеческого бытия, когда уже не остается никаких иллюзий. Какими же есть герои романа? Какой моральный выбор они делают? Это мы выясним, поработав в группах.

IV. Работа над темой урока

1. Характеристика героев произведения а. Камю «Чума» (в группах).

Задача группам

I группа. Исследуйте образ врача Бернара Рие.

Рабочие материалы

«На вид лет тридцати пяти. Рост средний. Плечистый. Лицо почти квадратное. Глаза темные, взгляд прямой, скулы выпячены. Нос большой, правильной формы. Волосы темные, стрижется очень коротко. Рот резко очерчен, губы полные, почти всегда сжатые. Похож чем-то на сицилийского крестьянина - такой же загорелый, с сине-черной щетиной и вдобавок всегда ходит в темном, а впрочем, это ему идет».

Сын рабочего, с детства прошел школу бедности, посвятил себя служению людям. Часто видит смерть, но не прячется, а действует: «Нужно быть безумцем, слепым или негодяем, чтобы примириться с чумой».

Чума мало что изменяет в мыслях и образе жизни Рие - он как и раньше обходит больных, страдает, когда умирают пациенты. Врач стойко и последовательно организовывает больницы, налаживает карантин, руководит санитарными дружинами.

Рие очень скромный, его бесят похвалы в свой адрес в печати, по радио: «Во всей этой истории речь идет не о героизме... речь идет о честности... В моем случае она заключается в том, чтобы заниматься моим ремеслом»; «Я не знаю, что меня ждет, что будет после всего этого. Сейчас есть больные, и необходимо их лечить. Раздумывать они будут потом, и я с ними также. Но наиболее пристальное дело - лечить их. Я защищаю их как умею, да и все».

Автор возвеличивает ежедневную, изнурительную, невзрачную, негероическую, скорее, будничную борьбу врача с чумой. Но в этой ежедневной работе - борьбе за каждого человека - настоящий трагический стоицизм и героизм.

II группа. Исследуйте образ заезжего журналиста Раймона Рамбера.

Рабочие материалы

Парижский репортер Рамбер, который имел за плечами много пережитого, включая гражданскую войну в Испании, оказался в эпицентре чумы случайно. С Ораном его ничего не связывало, где-то далеко за морем его ждала любимая женщина, покой, нежность. «Выбраться во что-нибудь, выбраться из этих чужих стен, из этой ловушки, поставленной судьбой», - размышляет Рамбер, одержимый мыслью убежать, несмотря на карантин. Хотя врач Рие и понимает Рамбера, говоря, что «нет на свете таких вещей, ради которых следовало бы отвернуться от того, кого любишь», но не помогает ему. Когда Рамбер все-таки находит возможность выбраться из города, он внезапно отказывается от намерения убежать и присоединяется к работе санитарных дружин, так как «стыдно быть счастливому одному». «Я когда-то думал, что чужой в этом городе и что мне у вас нечего делать. Но теперь, когда я видел то, что видел, я ощущаю, что я тоже здешний, хочу я этого или не хочу. Эта история касается одинаково нас всех», - сознается Рамбер в конце произведения. Автор подводит нас к выводу, что человек ответственный за все, что происходит вокруг, даже если непосредственно его это не касается.

III группа. Исследуйте образ Тарру.

Рабочие материалы

Сын прокурора, Тарру отрекается от благополучия, семейного уюта, замечательной карьеры ради поиска правды и справедливости. Сначала он активно вмешивался в политику, и «не было такой страны в Европе», где бы он не брался за оружие на защиту обездоленных: «Я думал, что то же самое общество, где я живу, основывается на смертных приговорах, итак, борясь против него, я борюсь с убийством». Но, присоединившись к революционерам и втянувшись в гражданскую войну, Тарру сталкивается с неумолимой жестокостью. Однажды ему приходится присутствовать во время расстрела контрреволюционера. «Вот тогда я и понял, что, по крайней мере, на протяжении всех этих долгих лет как был, так и остался «зачумленным», а сам отчаянно верил, будто с чумой и борюсь. Понял, что я, пусть не непосредственно, но осудил на смерть тысячи людей, что я даже сам оказывал содействие тем смертям, одобряя их и принципы, которые неизбежно тянули их за собой». Юноша спрашивает себя: «Когда уступить хотя раз, то где граница разрешенного?». Или предположим во имя любых благ, пусть самых бескорыстных и возвышенных, что дают всем спасение от страшных бед, переступать библейскую заповедь «не убей»?

Став свидетелем ужасной эпидемии и поведения людей, которые попадают в граничную ситуацию, Тарру выясняет для себя, что «каждый носит ее, чуму, в себе», и никто не может сделать и шагу, не рискуя обречь ближнего на гибель. Поэтому «здоровье, неподкупность, чистота - все это продукт воли, воли, которая не должна давать себе передышки», - к такому выводу доходит Жан Тарру, который вместе с врачом Рие выполняет роль рассказчика.

Другие персонажи романа о Тарру говорят как о человеке сердечном: «С ним можно говорить, так как он настоящий человек. Все всегда понимает». Характеризует Тарру и его диалог с Рие, который спросил:

—           А вас что побуждает впутываться в эту историю?

—           Не знаю. Очевидно, соображения морального характера.

—           А на чем они основываются?

—           На понимании.

«На следующий день Тарру взялся за работу и собрал первую добровольную дружину, по примеру которой должны были создаваться другие».

IV группа. Исследуйте образ священника Панлю.

Рабочие материалы

Ученый-Иезуит отец Панлю возникает в романе не просто служителем церкви, а и воплощением христианского миропонимания. Для него творец воистину всевидящий и всеблагой, и, если он допустил чумную беду, то на то была Его воля. В своих проповедях Панлю призвал заблудившихся овец Господних покаяться: чума наслана на нечестивый град, который потонул в грехах, это наказание, которое очищает, перст, который указывает путь к спасению. «Божий перст отделит чистых от нечистых, праведных от виновных, он - зло, которое ведет в царство доброты. От него не защитит мирская медицина, избранникам нужно довериться провидению».

Но чума будто издевается над его толкованиями. Она ласкает порочных и поражает безгрешных. Смерть невинного ребенка ставит под сомнение всю теологическую премудрость отца Панлю.

Панлю великодушно жалеет «греховных» смертных. Он приобщается к борьбе с эпидемией, самоотверженно выполняет опаснейшие поручения.

«Мы работаем вместе во имя того, что объединяет нас, - признает атеист доктор Рие. - Я ненавижу смерть и болезнь, вы это знаете. И хотите или нет, мы вместе от них страдаем и вместе с ними боремся».

Во время второй проповеди святой отец настаивает на неумолимости одного из двух крайних выходов: «Братья мои, время настало.Необходимо во все уверовать или все отвергнуть. Но кто среди вас решится все отвергнуть?». Он убеждает и себя, и своих прихожан, что «страдание ребенка - горький хлеб наш, но без этого хлеба наши души погибли бы от духовного голода».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: