Проблематика поэмы «Божественная комедия»

  

Поэма «Божественная комедия» является вершиной творчества Данте. Поэма была задумана как «видение» - путешествие поэта в загробный мир, и состоит из 3 частей: «Ада», «Чистилища» и «Рая». Еще римские поэты изображали загробный мир. Жанр загробных путешествий стал популярным в средние возрасты. Герой поэмы - сам Дайте - воплощает в своем образе греховное человечество. Чтобы выйти с положения греховности и политической анархии, оно через мир осуждения (Пекло), очищение (Чистилище) должно получить блаженство (Рай). Под руководством Вергилия (символа земного ума) Данте окажется в Аду - подземном мире, разделенном на 9 колец, потом поднимается на гору Чистилища, очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного ума) поднимается в Рай.

«Комедия» выходит за рамки жанра «видение»: Данте рассматривает там вопрос богословия, морали, истории, науки, эстетичных понятий эпохи. Это поэтическая энциклопедия средних веков и раннего Возрождения. Богословские вопросы Данте чаще решает в духе Фомы Аквинского. Тем не менее, его религия носит частный характер, который обусловлен влиянием еретических и мистических учений XIII столетия.

Центральное место в поэме занимает вопрос морали и политики, грехам Данте предоставляет политическую и социальную окраски. Политику обсуждают загробные жители всех трех миров. Данте - активный флорентийский гражданин - заботится не только о спасении души, но и о таком политическом устройстве, при котором не было бы распрей и люди жили бы счастливо. Его волнует внутренняя флорентийская борьба за власть, судьба Италии, которая разрушалась войнами, падение авторитета церкви, столкновенье папской и императорской власти, идеал монархии.

Поражает в поэме отрицательное отношение автора к предателям, ко всем, кто желает нажить богатство нечестным путем (к таким людям принадлежат и служители церкви). Данте осуждает ростовщичество и продажу церковных должностей. Его идеал, выраженный в 17 песне «Рая» - патриархальная Флоренция прошлого.

Личное отношение Данте к каждому из грешников - уважение к Латини, ненависть к Филиппо Ардженти - придает особый колорит поэме. Данте выступает в ней одновременно и как личность, и как представитель человечества в целом. Согласно теме и жанру «Комедия» является аллегорией, которая была единственно оправданным видом искусства к тому времени. Произведение Данте тесно связано с реальностью, отображает его время, создает лицо современников автора. Яркими возникают в поэме образы грешников «Ада», что не покаялись - трагические фигуры, которые не лишились своих страстей, - их характеры и судьбы раскрываются в исповеди и кратком описании жестов, позы, голоса. Упоминается и нежная Франческа, и Фарината, что пренебрегает Адом, смелый Улисс и злой Уголино, что видел гибель своих детей.

Менее выразительными являются образы грешников, которые покаялись в «Чистилище» - патриот Сорделло, ленивый Белаква, суровый Марк Ломбардский. Особое место среди персонажей «Комедии» занимают Вергилий, Беатриче и сам поэт. Вергилий изображен как мудрый и снисходительный наставник, грусть делает его мягким и человечным. Беатриче автор изображает как символ божественной мудрости, а в отдельных эпизодах и просто как человека. Сам Данте возникает человеком гордым, страстным, нетерпеливым и вместе с тем чутким к человеческим страданиям. Персонажи всех времен и народов выступают рядом в каждой сцене. Проблематика «Божественной комедии» Данте имеет неоднозначный характер. Аллегоричность поэмы была подмечена еще во времена автора. Разделение образов на грешников, которые покаялись, и тех, что не смогли покаяться, тоже имеет аллегорическое значение. Политический подтекст придает поэме особое звучание.

Неравнодушие автора к политическим проблемам того времени открывает в нем гражданина-патриота своей родины. Объединение философско-религиозных, моральных и политических мотивов в поэме ставят ее в один ряд с лучшими произведениями человечества всех времен и народов.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: