Проблемы отображения истории в современной литературе

  

Широкий интерес к проблемам исторического развития народа, к изучению «трагических и творческих эпох» (А. Толстой), революционных движений, национальных и культурных традиций, судьбы личности был присущ литературе с первых лет революции. В начале 30-х годов М. Горький писал о создании в литературе исторического романа, в котором нашли глубокую интерпретацию реальные характеры в подлинных исторических обстоятельствах, целые эпохи знаменитых крестьянских войн, а также биографии великих деятелей прошлого. Таковы романы А. Чапыгина, О. Форш, А. Толстого, Ю. Тынянова, В. Шишкова, С. Бородина.

Традиции исторического романа развиваются в 40-50-е годы. Правда, в отдельных произведениях можно было наблюдать элементы идеализированного изображения исторических характеров, в чем нельзя не видеть субъективизма воззрений и концепций. Сложность эпохи, противоречивость деятельности реальных лиц требовали глубокого осмысления времени и рожденных им характеров, например Ивана Грозного, Степана Разина. Видимо, сложность, неисчерпаемость той или иной эпохи объясняет интерес к ней.

Современная историческая проза отличается объемностью, широтой охвата многих эпох в произведениях русской и украинской, литовской и эстонской, грузинской, казахской и других литератур. Общелитературное значение приобретает художественное осмысление узловых периодов государственного и национального развития, интерпретация характеров и роли личности, а также прогрессивных традиций.

В современной исторической прозе получает углубление проблемно-характерологическое направление. Ч. Амирэджиби истолковывает характеры Даты Туташхиа и Мушни Зарандиа как противоборствующие, поскольку они олицетворяют добро и зло в тех достоверно изображаемых исторических обстоятельствах: «...внешне вполне реальная история братьев в романе является в то же время художественным символом или притчей, которой, как известно, свойственна высокая мера абстрагирования...»

В повести Л. Леонова  величайшие катаклизмы истории соотнесены с судьбой обыкновенной женщины, чья жизнь оказалась вовлеченной в круговорот истории. Однако идейный смысл содержания не в противостоянии революции и человеческой судьбы, изломанной бурей, а в рождении нового характера. Женя, гимназистка из дальнего степного городка, влюбленная в поручика Стратонова, и Евгения Ивановна, так много испытавшая, узнавшая истинную цену человечности и привязанности к родине и дому родному. В этих необычайных переменах отразилась жизнь духа, осознание себя личностью. Масштабы характера, по сравнению с масштабами, найденными М. Шагинян в «Четырех уроках у Ленина», казалось бы, взяты Леоновым в другом измерении. «Величайший человек современности», как называет М. Шагинян В. И. Ленина, и затерявшаяся в потоке людей героиня Леонова. Смысл концепции разных по жанру книг - в утверждении гуманизма русской революции, снимающей какие-либо водоразделы, кроме классово-враждебных, между людьми и создающей духовную общность. Гуманистический пафос этих произведений выражен индивидуально: у М. Шагинян - в публицистическом, у Леонова - в историческом плане.

В принципах изучения исторических документов можно выделить сходные черты: стремление к постижению конфликтов эпохи, характеров, их мотивов поведения и далее - исторического процесса. Ю. Давыдова интересует в документе проявление того или иного характера: «Я свою задачу мыслю как живописание индивидуального исторического персонажа. Причем я имею дело с той индивидуальностью, которая оставила след в истории...»

В. Чивилихин создает роман-эссе (так определяет автор) «Память» (1980) в итоге многолетнего, самоотверженного изучения Самых разнообразных источников, а также сопоставлений фактов, бесед, переписки. Впервые в книге В. Чивилихина дается глубокий анализ военно-тиранической олигархии Чингизхана и его преемников, ее возникновения и завоевательной политики. Поглотив государства Северного Китая, Средней Азии, разгромив Киев, чингизиды вступили в длительную борьбу с Русью, так и не покорившейся ордынцам.

Как художник-исследователь В. Чивилихин убеждает пас в правомерности и научной необходимости его дли-юльных разысканий, в результате которых писатель пересматривает устойчивые мнения, а также новейшие концепции, проникнутые субъективизмом и историческими фактами. Все это придает книге Чивилихина актуальность, живость и увлекательность.

В. Панова написала четыре исторические повести на основе летописных сказаний («Лики на заре», 1965). Писательница стремилась понять человека далекого прошлого, представить его облик, мышление, например Ольги, Феодосия Печерского, Нестора-летописца. В повестях воссоздается духовная культура народа, его нравственные понятия. Это неукротимая жажда знания окружающего мира, поиск вечных истин, олицетворенных в боге, вере, но и в борьбе идей, которые выражены в фанатизме и спекуляции религией, бескорыстии и жестоком самовластии. Продолжая традиции русской и художественной историографии, современная проза сумела поставить и решить новые усложненные проблемы содержания и формы, расширив и обогатив наши представления о целых исторических эпохах.

Насыщенность содержания многонациональной прозы гуманистической проблематикой обусловлена историческим опытом нашего народа, который отстоял мир, культуру и прогресс от фашизма, человеконенавистничества и мракобесия. Разоблачение «теории и практики» фашизма - сильнейшая сторона гуманистической концепции литературы. Осмысление истории Великой Отечественной войны, роли  народа в этих событиях мирового значения определяет героический пафос литературы последних десятилетий. Русская литература заняла достойное место в мировом литературном процессе в ряду великих литератур.

В литературоведении многое сделано для изучения мирового литературного процесса и международных литературных связей, например в работах ученых академических институтов, исследующих пути развития реализма, его судьбы в мировой литературе155. Б. Сучков писал по этому поводу: «Пожалуй, одним из наиболее важных достижений науки о литературе последних лет является создание авторитетной теории реализма - этого ведущего художественного направления мирового искусства (...) Согласно современным взглядам, социальный анализ составляет основу типизации характеров и обстоятельств, что является органическим свойством реализма, не присущим другим творческим методам. Признавая реализм исторической категорией, современная его теория видит в социалистическом реализме качественно новое эстетическое образование, а не простое соединение социалистического мировоззрения с критическим реализмом (...)

Современная теория реализма не сводит его художественные принципы только к изображению жизни в формах самой жизни, справедливо усматривая в подобном сведении нежелательную нормативность. Реализм использует все средства художественной выразительности, в том числе и условные, если они способствуют постижению мира и человека и не толкают художественное мышление на отказ от познания действительности».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: