Произведения Нечуй-Левицкого 90-х годов

  

Общественный сдвиг, динамика человеческой психологии отражаются в художественных произведениях писателя 90-х годов («Среди врагов», «Над Черным морем», «Униженные и неуниженные», «Старые гуляки», «Сельская старшина пирует», «На гастролях в Микитянах» и др.). В этих произведениях И. Нечуй-Левицкий сатирически высмеивает попов и монахов, отображает социальное  расслоение на селе, показывает моральную деградацию господствующих классов, изображает новые в украинской  литературе картины из быта украинских авторов, подает интересные типы киевских «прохачей» - людей городского «дна».

В творческом наследии славного прозаика встречаются отдельные сказочно-утопические произведения. В 1892 г. он написал сказку «Униженные и неуниженные », где в фантастических образах, опираясь на давнюю индийскую мифологию и украинский  фольклор, показал непримиримые различия между  народом и деспотическим самодержавием. Аллегорическая молния сжигает царский дворец и знаменует в произведении победу восставших масс. Утопический идеал зажиточного и образованного общества, лишенного ужасных войн и социальных конфликтов, писатель изобразил в художественном этюде «Бедный мыслью богатый». Это подтверждает органичность демократизма писателя, хотя иногда он и чувствовал на себе влияние либеральных иллюзий и национальных пересудов.

Уже в начале своей деятельности И. Нечуй-Левицкий обращался к исторической тематике (романтическая сказка «Запорожцы» 1873 год, драмы «Маруся Богуславка», 1875 год, «В дыме и пламени», 1875 год), позднее написал научно-популярные очерки с давних времен Украины и повесть «Гетман Иван Виговский» (1899).

Остался напечатанным при жизни писателя его наибольшее художественное произведение такого плана - исторический роман «Князь Еремия Вишневецкий» (написан в 1897 г., впервые напечатан в 1932 г.). В произведении отразились концепции украинских либерально-буржуазных историков, хотя художник временами идет дальше, выявляя социальные основы событий. Основное внимание в романе обращено на процесс полонизации и окатоличивания украинских образованных кругов ХVII ст., на борьбу казачества и крестьянских масс Правобережной Украины против национально-религиозных притеснений со стороны польской шляхты. Тем не менее, встречаем и эпизоды, которые свидетельствуют о наличии не только национального, а и социального несогласия между  крестьянами и панством. Само изображение порабощения и издевательств со стороны феодалов и размаха народного движения предоставляет произведению черты реалистического содержания. В романе сельские предводители Кривонос и Вовгура сплачивают повстанческие силы, уничтожают панские замки и крепости. Под руководством Богдана Хмельницкого повстанцы одерживают победу над врагом. С художественной стороны исторический роман И. Нечуя-Левицкого уступает перед его классическими произведениями на современные темы: встречается чрезмерная публицистичность, однообразие образных средств, длинные описания. Тем не менее, и здесь читатель находит немало ярких, живописных сцен, удачных портретных и психологических характеристик.

Достигнув выдающихся успехов в художественной прозе, писатель проявил себя и в сфере драматургии. Кроме упомянутых исторических драм, он написал комедии современного городского быта «На Кожемяках» (1871) и «Голодному и опята мясо» (1877), в которых изобразил оригинальные типы мещан, торговцев, мелких служащих, метко охарактеризовал их обычаи, мораль и психологию. Наиболее удачной является комедия «На Кожемяках». В переработке М. Старицкого она приобрела большую сценичность и до сих пор (под названием «За двумя зайцами») живет в украинском театре.

Следует отметить, что судьба украинского театрального искусства, музыки, живописи, возможности и пути их развития привлекали внимание И. Нечуя-Левицкого и не раз становились предметом его публичных размышлений. Об этом свидетельствуют его статьи и рецензии «Украина в артизме» (1881), «Из Кишинева» (1885), «На концерте» (1887), «Мария Заньковецкая, украинская артистка» (1893) и др. Самыми ценными приметами украинского театра автор этих исследований считает сценическую правдивость и обращение к демократическому зрителю, стремится к расширению репертуара пьесами реалистичного направления.

Интерес И. Нечуя к воспроизведению народной фантазии, мотивов и образов украинского фольклора находит проявление в его большом труде «Мировоззрение украинского народа во взгляде сегодняшнем». Опираясь на книгу О. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» и другие фольклористические исследования, писатель создает эскиз украинской народной мифологии. На основе анализа народных верований и обычаев, содержания многочисленных колядок, щедровок, веснушек И. Нечуй стремится охарактеризовать процесс создания народом поэтических образов богов - Солнца, Звезд, Туч, Ветра, Весны и целого ряда других фантастических существ: русалок, мавок, полевиков, упырей, вурдалаков и т.п. Фольклор подсказывает писателю особенности крестьянской психологии, разворачивает перед ним казну поэтических приемов и тропов, которыми он щедро пользуется в творчестве.

За полстолетия неутомимых трудов И. С. Нечуй-Левицкий написал свыше пятидесяти произведений. Своим творчеством он оказывал содействие развитию реализма в украинской  литературе, распространил ее тематические границы и образные возможности. Самой сильной стороной его таланта было умение выхватить из течения жизни выразительные человеческие типы, внедрить их в рельефные и яркие художественные образы.

С особым сочувствием писатель-гуманист относился к простым людям, правдиво и мастерски рисовал героев из народа. Николай Джеря, Василина, Кайдаши, баба Прасковья и баба Палажка - это классические художественные личности, которые крепко вошли в известность поколений читателей.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: