Просвещение как литературная эпоха

  

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Человек родившийся свободным...

Пока народ, который вынужден повиноваться,

покоряет, он действует хорошо, но как только,

имея возможность снять ярмо, народ

снимает его, он действует лучше...

Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре».

Ход урока.

I.        Объявление результатов тематической аттестации 2.
А
нализ типичных ошибок.

II.       Мотивация учебной деятельности.

Работа с эпиграфом.

(Учитель зачитывает отрывок из работы Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре»).

  • Как вы понимаете это выражение? 
  • Какой эпохи он касается? 
  • Что вам известно об этой эпохе?


Учитель. Эпоха Просвещения, которая пришла на смену эпохе Возрождения,- одна из выдающихся страниц в истории западноевропейской культуры. Именно с этой эпохой мы сегодня начнем знакомиться ближе.

III. Работа над темой урока.

(Прослушивая выступления одноклассников и учителя, ученики конспектируют информацию и готовятся отвечать на обобщающие вопросы).

1.      Выступление ученика-«историка».

Французская революция конца XVIII ст.: причины и следствия В конце XVIII ст. во Франции настал кризис абсолютизма, вызванный неспособностью королевской власти оздоровить экономику страны, поскольку все попытки были неудачными из-за расточительства королевского двора, регламентирование монархией производства и торговли, сопротивление аристократии финансовым реформам. Непримиримые разногласия существовали между привилегированными паразитическими слоями дворян и духовенства и большинством французов (слоем бесправных производителей). Группа прогрессивных деятелей беспощадно подвергает критике отсталые феодальные порядки и защищает интересы просвещенной буржуазии и интеллигенции Франции, идеологически готовя французский народ к борьбе против абсолютистской монархии. Поскольку это движение распространяло образование, культуру и воспитание, оно получил название «Просвещение». Просветители опирались на гуманистические идеи Возрождения, опыт английской революции и борьбы североамериканских колоний за независимость. Главная идея Просвещения - безоговорочная вера в могущество ума и познание законов существования мира и человеческого общества. Величайшими просветителями Франции были Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Д'Аламбер.

Вопросы к классу:

Что дало толчок зарождению идеи Просвещения?

Какая его главная идея?

2.      Выступления учеников-«биографов».

Вольтер (1694-1778) - это псевдоним философа и поэта, драматурга, публициста и политического деятеля Франсуа Мари Аруе. его дважды подвергали заключению в Бастилии из-за творческой деятельности. Много лет провел в эмиграции. Вольтер проповедовал реформу власти самой властью и продолжительное время верил в идею «просвещенного абсолютизма». Вольтер выступал за то, чтобы просвещенные монархи осуществили в своих государствах реформы - ввели   конституцию,   обеспечили   своим   гражданам   свободу слова и вероисповедания, покончили с религиозной нетерпимостью, предоставили равные права всем подданным, отменили привилегии духовенства и дворян, ликвидировали остатки феодальной зависимости крестьян. Но он никогда не отрицал религию, считая ее нужной для покорения масс, так как «если бы Бога не существовало, то его надо было бы придумать».

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) в главной своей работе «О духе законов» создал теорию деления власти: законодательная власть должна принадлежать народу (народ выбирает депутатов-законодателей), исполнительная - королю, а судебная – состав судей. Независимость каждой из трех ветвей власти, с точки зрения Монтескье, является гарантией свободы. Критикуя абсолютистский порядок, Монтескье провозглашал демократические принципы свободы слова, веротерпимости, равенства всех перед законом.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - философ, литератор и педагог, прошел тяжелую школу жизни: был лакеем, учителем музыки, секретарем и переводчиком, переписчиком нот; был противником социальной несправедливости и угнетение человека человеком. Он стремился искоренить имущественное неравенство, хотя не выступал против частной собственности. Руссо был выразителем идеи свободы и равенства человека и народов. Он обосновал идею народного суверенитета - согласно с ней наилучшей формой государственного устройства является республика, где народ непосредственно управляет страной через избранных народных представителей. При этом народ - это все граждане республики независимо от социального происхождения. Идеи Руссо, наиболее демократические идеи того времени, были близки народным массам, особенно крестьянству. В области литературы разрабатывал разнообразные жанры: писал романы, комедии, поэмы, стихи; начал сентиментализм.

Философы Дени Дидро (1713-1784) и Жан Д'Аламбер (1717-1783) были организаторами издания первой в мире многотомной (33 тома за 1751-1776 годы) «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», в котором сотрудничали все противники абсолютистского порядка, приверженцы передовых идей. Энциклопедия не только фиксировала все научные и технические достижения своего времени, но и пропагандировала идеи свободы, равенства, братства, всемогущества ума и прогресса.

Вопросы к классу:

Что, по вашему мнению, объединяет фигуры Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро и Д’Аламбера?

В чем важность их взноса в развитие Просвещения?

3. Выступление учителя.

Распространение идей Просвещения в Европе.

Английский философ Локк сыграл большую роль в формировании   идей   французского   Просвещения.   Для   Европы   его   открыл Вольтер, писатель привлек внимание своих соотечественников к личности этого философа.

Общественное устройство Европы существенно изменяется, окончательно формируется концепция человека как существа, которое имеет права и свободы, и обустройство такого государственного устройства, где бы защищались эти права и свободы. Производится концепция нового государства. Просветители выступили против угнетения народных масс, против духовного порабощения человека церковью, когда истинная вера подменяется определенным ритуалом и догмами. Суть эпохи характеризует лозунг, выдвинутый просветителями: «Имей мужество пользоваться собственным умом!».

Идеи эпохи Просвещения существенно повлияли на все направления духовной жизни европейского общества, что и дало название новым культурно-историческим временам. Кстати, упоминавшаяся эпоха, в отличие от предыдущих, сама дала себе имя: термин «просвещение» используют идеологи Просвещения - Вольтер и Гердер. Окончательно закрепила этот термин в науке статья И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784).

Эпоха Просвещения - это середина XVII-XVIII ст. В общем, идеи Просвещения прорастают сначала в Англии, потом во Франции, позднее - в Германии, Италии и в других странах Европы. Развитие европейской культуры происходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный отряд просветителей сформировался во Франции.

Вопросы к классу:

Назовите хронологические границы эпохи Просвещения.

Как идеи Просвещения распространялись в Европе?

Культура эпохи Просвещения.

Давая общую характеристику культуре эпохи Просвещения, нужно отметить, что она является новым открытием, новой ступенью на пути развития мировой планетарной художественной культуры, ей присуще такое художественное восприятие, как личное, лиризм, наблюдательность, проникновение в суть человеческих страстей и характеров. Вместе с тем достижения художественной культуры эпохи Просвещения достигнуты ценой потери универсальной полноты в изображении духовной жизни, целостности в воплощении эстетичных идеалов общества, присущие искусству предыдущих лет. Своевольного индивидуалиста эпохи Возрождения и регламентированного периода классицизма в XVII ст. сменяет свободный гражданин. Д. Дефо, Д. Свифт, Г. Филдинг, Г. Лессинг, А. Лесаж, Бомарше, Вольтер, Д. Дидро изображают естественность человека. Для них решение всех коллизий обусловлены просветлением жизни, умом, знаниями.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: