Путешествие Скруджа рождественской ночи во времени и пространстве как возможность постигнуть свою жизнь

  

Цель: проследить путь Скруджа рождественской ночью, сделать выводы о причинах деградации личности героя, наблюдать за изменениями в поведении и характере Скруджа; развивать умение логически мыслить, связную речь; воспитывать человечность, доброту, милосердие.

Оборудование: схемы; тексты повести.

Веди меня! Веди! Ночь быстро приближается

К рассвету, и каждая минута для меня

Драгоценная - я знаю это. Веди же меня, Призрак!

Ч. Диккенс.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

- Хотели бы вы отправиться в прошлое или будущее? Попасть в то время, когда были совсем маленькими, или в то, когда будете взрослыми? Наверное, каждый хоть раз мечтал о машине времени, которая может осуществить самые фантастические наши мечты. Герою «Рождественской песни в прозе» посчастливилось, ему пришлось путешествовать во времени и пространстве, да еще и не одному, а с духами.

II. АКтуализация опорных знаний.

Словесное рисование.

• Опишите, каким вы представляете себе Скруджа.

• Какую он имел внешность, одежду, походку?

• Повлияли ли черты характера героя на его внешность? Как именно?

III. Обобщение и систематизация знаний.

1. Работа с текстом.

Строфа II. «Первый из трех духов». Какой Дух явился к Скруджу первым? (Дух Прошлого Рождества). Найдите описание внешности Духа Прошлого рождества. Зачитайте.

Составление схемы «Путешествие с Духом Прошлого Рождества» (см. дальше) Выводы: путешествие с Духом Прошлого рождества вынудили сдержанного и неумолимого Скруджа плакать, смеяться, ощущать стыд за свои поступки, жалеть о несделанных добрых делах, пробудило в нем человеческие чувства. Дух напомнил герою о его одиноком, несчастном детстве, скучной зрелости, неспособности любить никого и ничего, кроме денег.

Строфа III. «Второй из трех Духов».

Беседа.

• Какой Дух пришел к главному герою вторым? (Дух Настоящего Рождества).

• Зачитайте описание внешности Духа.

• Как и почему изменилась комната Скруджа? (Дух хотел показать герою всю красоту праздничного рождественского интерьера, множество кушаний, которые готовятся для праздничного стола. Все это, бесспорно, создает особое настроение всем людям на Рождество; да и сам Дух был такой радостный и добрый, как этот праздник).

Как реагирует Скрудж на появление Духа? Зачитайте цитату. («Дух,- сказал Скрудж смиренно.- Веди меня, куда хочешь. Прошлой ночью я шел принудительно и получил урок, который не прошел напрасно. Если этой ночью ты тоже должен чему-нибудь научить меня, пусть и это будет мне на пользу»).

Что поразило вас в эпизоде описания рождества в семье Кретчитов? (Семья жила очень бедно, так как детей было много, а отец, который работал на Скруджа, получал мизерное жалованье, которого хватало, чтобы только не умереть от голода. Но, несмотря на такие сложные обстоятельства, родители и дети живут дружно, беспокоятся друг о друге и даже поднимают бокалы за здоровье мистера Скруджа).

• Что захотел изменить в жизни Кретчитов Скрудж? (Он просит Духа спасти Тима от смерти).

• Что привело в удивление героя в семье его племянника? (Несмотря на резко отрицательное отношение Скруджа к своему родственнику, Фред все-таки поднимает тост за дядю и желает ему счастливого Рождества).

Вывод. Скрудж видит, как радуются празднику и веселятся люди, которых он не уважал раньше из-за их бедность. И рудокопы, и моряки, и семья Кретчитов и Фред приготовились к рождеству, они умеют радоваться ему, так как счастливее богатого, но одинокого, черствого коммерсанта.

Строфа IV. «Последний из Духов».

• Что показал Дух Будущего рождества герою? (Смерть всеми покинутого и обворованного коммерсанта; радость людей, которые узнали о его смерти; смерть Тима).

• О чем просит Скрудж Духа? (Дать шанс ему все изменить: «Дух! Выслушай меня! Я уже не тот человек, которым был. И я уже не буду таким, которым бы стал, если бы не встретился с тобой»).

• Найдите цитаты, которые подтверждают изменения в характере героя. («Я буду уважать Рождество в сердце своем и беречь память о нем весь год. Я заслужу прощение за свое Прошлое Настоящим и Будущим, и воспоминания о трех Духах всегда будут жить во мне. Я не забуду их памятных уроков, не закрою своего сердца для них»).

IV. Выводы.

• Что дало Струджу путешествие с Духами? (Вынудило задуматься над своей жизнью, вспомнить свое детство и юность, вызвало непреодолимое желание изменить себя и окружающий мир).

• В чем причины деградации личности Скруджа? (Отсутствие любви в семьи, бедность, одиночество в детстве, жадность к деньгам, постепенное очерствление души, вытеснение настоящих чувств и ценностей поддельными, фальшивыми).

• Изменился ли герой вследствие фантастического путешествия? (Да, он и сам ощущает это, сознавая себя человеком, который имеет сердце и чувства).

V. ДОмашняя задача.

Дочитать «Рождественскую песню в прозе»; нарисовать иллюстрацию к эпизоду из повести, который поразил больше всего.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: