Раскрытие проблемы чести и бесчестия в произведениях Пушкина

  

Проблемы чести и бесчестия Пушкин касается во многих произведениях. "Полтава", "Дубровский" - вот небольшой перечень текстов, в которых сюжет строится на раскрытии этих понятий. В повести "Капитанская дочка", опубликованной незадолго до смерти Пушкина, данная проблема заявлена поэтом уже в эпиграфе. "Береги честь смолоду", - советует поэт читателю и знакомит его с испытаниями, выпавшими на долю его героев, в которых они проходят своеобразную проверку на прочность. Проблема чести и долга затрагивает всех героев повести: как главных, так и второстепенных. Рассказ о событиях Пугачёвского бунта Пушкин доверяет юному дворянину. Такой выбор неслучаен: поэту нужен беспристрастный свидетель, который благодаря своей молодости и неискушённости ещё не успел приобрести консервативные взгляды и способен объективно оценить произошедшие события, участником которых ему довелось стать.

К тому же герой родился и вырос в мелкопоместной дворянской среде, что важно для авторской концепции: лучшие пушкинские герои  - выходцы из провинции, они близки простому народу и не испытали на себе тлетворного влияния высшего света. Однако поэт не идеализирует своего героя, он рисует как положительные стороны его натуры - порядочность, благородство, отсутствие дворянской спеси, наличие высоких идеалов, так и отрицательные - узость кругозора, ограниченность интересов, поверхностное образование.

Для того, чтобы показать, какой человек будет противостоять Пугачёву, Пушкин, прежде чем приступить к основному повествованию, рассказывает о детстве и юности Гринёва.  В первой главе, являющейся экспозицией, отец, отправляя сына на службу, даст ему своё напутствие, в котором скажет о необходимости беречь дворянскую честь: "Прощай Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". Таким образом, уже в начале повести дважды будет заявлена проблема чести и долга. Пушкин так строит своё произведение, что его герой неоднократно проходит испытания, причём каждый раз ситуация становится более драматичной. В Симбирске, проиграв в бильярд крупную сумму денег, Гринёв ни на секунду не сомневается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут.

Он следует законам дворянской чести, по которым требовалось незамедлительно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Находясь на службе в Белогорской крепости, Гринёв вступается за честь женщины и принимает участие в дуэли, в которой он ничем не роняет своё достоинство: сражается порядочно, в отличие от своего соперника, и не пытается воспользоваться его ошибками. Ситуация по сравнению с предыдущей более сложная, но герой остаётся верен понятиям о чести и долге.  Во время неприятельского приступа Гринёв, являясь практически единственным защитником Белогорской крепости, смело выходит за крепостной вал вслед за старым капитаном и после поражения готовится разделить судьбу своего командира. Герою не приходит в голову нарушить присягу и изменить государыне.

Пушкин трижды проверяет своего героя, каждое новое испытание тяжелее предыдущего: от выплаты игрового долга и борьбы за честь любимой женщины до сохранения верности Родине. По мнению писателя, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах. Конечно, юный Гринёв, поддавшись на уговоры Савельича, мог бы не выплачивать обманом выманенные у него деньги, но важно то, что он их выплатил, не пытаясь обвинить в своих злоключениях другого человека. Полной противоположностью Гринёва является Швабрин, однако этот образ помогает Пушкину доказывать ту же самую идею, но как бы с изнанки: предав единожды, будешь предавать и далее. Когда герой появится на страницах  повести, нам станет известно о нём, что он переведён из Петербурга в Белогорскую крепость за "смертоубийство", а как Швабрин соблюдает дуэльный кодекс мы увидим позже. Будучи отвергнут понравившейся ему девушкой, Швабрин сделает всё, чтобы очернить её перед Гринёвым.

Не принимая участия в защите крепости, Швабрин успеет подготовиться к встрече самозванца и ко времени казни вольётся в разбойничью шайку и предстанет перед Гринёвым в казачьем обличии. К тому же, проявляя удивительное злопамятство, будет требовать скорейшей казни бывшего друга и сослуживца. Так от убийства человека, подлости по отношению к женщине, нарушения понятий честной дуэли Швабрин дойдёт до предательства присяги и Родины.

В дальнейшем Пушкин продолжит сталкивать своих героев. Получив в Оренбурге известие от Маши о грозящей ей опасности, Гринёв предпримет все возможное, чтобы спасти любимую женщину. Швабрин же в это время, воспользовавшись безвыходным положением дочери капитана Миронова, станет принуждать её к замужеству, держа для сговорчивости в подвале и угрожая в случае отказа отдать её на растерзание разбойникам. Позже, он выдаст девушку Пугачёву, решив лучше пожертвовать ею, нежели отдать своему сопернику.  Во время следствия Гринёв и Швабрин опять столкнутся. Оба они не проронят ни слова о Маше. Гринёв будет скрывать её истинное участие в его деле, боясь, что девушку вызовут в следственную комиссию, начнут допрашивать и ей придётся вспомнить все недавно пережитые ужасы, чего он не может допустить.

Поэтому герой предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую он любит. Совсем по другой причине молчит Швабрин. Он понимает, что обречён, но не хочет погибать один и делает всё возможное, чтобы погубить и Гринёва. Перед нами уже не просто человек, нарушивший присягу, перед нами нелюдь. Проблема чести и долга в повести неразрывно связана с темой христианской совести. В смутные периоды истории, когда ломаются представления о нравственности, иногда оказывается недостаточным ориентироваться на понятие о том, что такое честь, потому что жизненные коллизии, в которые попадают люди, бывают намного сложнее, чем это можно вообразить.

В "Капитанской дочке" на вопрос, что же делать человеку, оказавшемуся в неоднозначной и часто безвыходной ситуации, Пушкин отвечает определённо: "Надо обратиться к Богу, держать ответ только перед ним, оставить свою совесть в его глазах незапятнанной, и тогда помощь будет дарована". В повести оклеветанный герой со смирением принимает выпавшую на его долю несправедливость, но не впадает в грех уныния и, положившись на силу молитвы, верит в торжество справедливости: "Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет". Истина торжествует - герой получает помилование. Для авторской концепции очень важно, что честь восстановлена именно через помилование, которое происходит в два этапа.

Сначала благодаря заслугам отца Гринёва смертная казнь заменена ссылкой в Сибирь, а потом после встречи Маши с императрицей отменяется и ссылка. Приходится отстаивать свою честь и главной спасительнице Гринёва. Сначала Пушкин расскажет о мнимой Машиной трусости: в третьей главе Гринёв поинтересуется, не боится ли Маша бунтующих разбойников? Ответ он услышит от Василисы Егоровны: "...Маша трусиха... До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузьмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась". Правда очень скоро мы убедимся, что характер у девушки твёрдый и решительный: она не захочет соединить свою судьбу с Швабриным из корыстных побуждений, а узнав о нежелании родителей Гринёва  благословить их брак, Маша откажется выйти за него замуж, посчитав для себя невозможным войти в чужую семью обманом.

В минуту решительной опасности капитанская дочка окончательно преобразится: сначала она, услышав о приближении восставших, не покинет Белогорскую крепость, потом, попав в зависимость от Швабрина, предпочтёт смерть бесчестию, а затем станет единственной спасительницей Гринёва. Маша Миронова окажется настоящей дочерью своих родителей. Иван Кузьмич и Василиса Егоровна - не только олицетворяют собой истинный героизм, но являются самыми трагическими образами повести.

Известие о приближении бунтовщиков не испугает их, на воззвание Пугачёва не оказывать ему сопротивления смелая комендантша воскликнет: "Что смеет ещё нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамёна! Ах он собачий сын!" Герои погибнут, защищая Отечество. Однако проблема чести и долга не исчерпывает замысел поэта, лежащий в основе создания этих персонажей. Изображая последствия русского бунта, Пушкин показал, что страдают от него, в первую очередь, невинные люди, те же, против кого этот бунт был направлен, как правило, остаются безнаказанными.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: