Развитие речи. Диалог (дискуссия) в научном стиле речи

  

Цель: Совершенствовать навыки владения учащимися языковыми средствами научного стиля речи; развивать умение убедительно обосновывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать коммуникативные умения и навыки; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность; воспитывать стилистическое чутьё.
Оборудование: Учебные тексты, раздаточный материал для практической работы, памятка «Правила ведения научной дискуссии (научного диалога)», учебник, приложение с образцами научного диалога.
Тип урока: Урок применения знаний и формирования умений.
Прогнозируемые
Результаты: Учащиеся вычленяют спорный вопрос и устанавливают возможность его представления в диалоге; отбирают языковые средства соответственно стилю речи; аргументировано излагают свои мысли, используя разные способы доказательств; ведут научный диалог-дискуссию с разными категориями собеседников с учётом законов общения и правил речевого этикета.

ХОД УРОКА
I.
Организационный
Этап II.
Актуализация
Опорных
Знаний
1.
Проверка домашнего задания
2.
Беседа ♦ Что такое функциональный стиль речи? ♦ Каковы задачи, стоящие перед научным стилем речи? ♦ Какие общие черты отличают научный стиль?

♦ Какие основные научные жанры вам известны? III
.
Постановка
Цели
И
Задач
Урока
Мотивация
Учебной
Деятельности Учитель. Наука — своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире. И хотя постигать закономерности окружающего мира можно и иными (не только научными) способами, именно наука обращена к интеллекту, к логике. Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.

Непрекращающийся научно технический прогресс вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, инвестор, транш, солнечный ветер — эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Научный стиль речи (научно-учебный, научно-популярный) — это стиль школьных учебников, и от того, как вы будете подготовлены к восприятию и переработке научно-учебного, научно-популярного текста, во многом зависит ваша успеваемость по основным школьным предметам. Участие в научной дискуссии (диалоге) позволяет развивать познавательные интересы, самостоятельность, культуру Учебного труда, систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и применять их на практике. Умение вести научную дискуссию — это своего рода ключ к успеху в обучении. а ключ этот — в ваших руках!

IV
Работа
Над
Культурой
И
Развитием
Речи
Учащихся
1. объяснение учителя — Исследователи современного научного стиля выделяют несколько видов научного диалога: 1) интеллектуальную беседу; 2) научную дискуссию; 3) монографию, построенную по схеме диалога; 4) элементы диалога в монологическом повествовании. Основными условиями полноценного диалогового общения яв ляются: 1) исходный (хотя бы небольшой) разрыв в знаниях (если партнёры не будут сообщать неизвестную друг другу информацию, то диалог не состоится; избыточная информативность также вредна для речевой коммуникации); 2) потребность в общении у ведущих диалог. Беседа в зависимости от обстановки может быть более или менее официальной. Например, разговор о проблемах творчества между близко знакомыми в домашней обстановке и беседа на ту же тему в официальной обстановке. В диалоге отражаются основные черты научного стиля, которые свойственны и произведению монологической формы.

Однако в диалоге они имеют специфическое проявление, обусловленное особенностями его построения. Существенным отличием научного диалога от научного монолога является предельная выраженность в нём авторского «я». Это конкретное лицо, выступающее от своего имени. Научный диалог по некоторым показателям сближается с разговорным, чему способствует не только его построение, но и условия, в которых он используется: устное, контактное общение. Влияние разговорного стиля на научный диалог особенно ощутимо в области синтаксиса: неполные предложения, повторы, подхваты и др.

Менее заметно это влияние на лексическом и морфологическом уровне, однако и здесь оно неизбежно возникает. Наиболее часто этим приёмом включения пользуются авторы научно-популярных работ.

Научный диалог, по сравнению с монологом, имеет ряд преимуществ: 1) он позволяет оперативно обмениваться суждениями по тем вопросам, по которым в науке нет однозначного решения; 2) даёт возможность свободно переходить от изложения одной мысли к другой, даже без видимых связей между ними. Поэтому научный диалог — более свободная, раскованная форма, не требующая такого строгого подчинения законам научного стиля, как монолог.
2.
Коллективное ознакомление с памяткой
«Правила ведения научной дискуссии (научного диалога)» Настоящая научная дискуссия (научный диалог) требует выполнения определённых правил:
Правило 1. Прежде чем включиться в дискуссию, подумайте: вы хотите обсудить какой-то тезис, пример или соображение, или вам просто хочется проявить своё остроумие?

В первом случае — спокойно высказывайтесь. Во втором — воздержитесь.
Правило 2. Высказывания должны быть по существу обсуждаемого материала. Не должно быть оскорблений, не должно быть саморекламы, не должно быть проповедей каких-либо «учений», которые должны спасти заблудший мир.
Правило 3. Высказывания должны быть конструктивными. Каждое положение, каждый тезис вашего высказывания должны быть подкреплены минимум двумя примерами, а если нужно, то и пояснениями к этим примерам.

Правило 4. Критика должна относиться к тезисам автора обсуждаемого материала, а не к самому автору.
3.
Коммуникативный тренинг: составление и инсценировка диалогов интерпретационного характера в научно- популярном стиле речи (в парах) Вариант 1: Диалог-дискуссия «Что такое настоящее искусство?» (см. приложение к уроку) Вариант 2: Диалог-дискуссия «Что такое культура человека? » (см. приложение к уроку)
4.
работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
V
Рефлексия
Подведение
Итогов
Урока
Обобщающее слово учителя — Современный учёный-лингвист, профессор Г. П.

Лещинский говорил: «В течение столетий, взаимодействуя с мощной стихией русского языка, наука сумела выработать великолепный Собственный язык — точный, как сама наука, и лаконичный, звонкий, выразительный. Поэтов, несомненно, привлекают точность и лаконичность языка науки. Меня, представьте себе, не шокирует, а только радует, когда слова из арсенала учёных проскальзывают в быт, обогащая и своеобразно украшая повседневную речь второй половины XX столетия…

» Разумеется, речь здесь идёт об образцовых научных текстах, о выразительных возможностях, ресурсах научной речи, об эстетическом идеале языка науки, к которому должны все стремиться.
VI
Домашнее
Задание
Творческое задание (по выбору учащихся): А) подобрать материал для дискуссии в научном стиле речи о современном состоянии русского языка (засилье ненормативной лексики, заимствованных слов, нарушение норм литературного языка), используя газетные и журнальные статьи, телепередачи; продумать роли «докладчика» и оппонента; б) выполнить письменный анализ одной из телепередач, построенной в форме дискуссии.
Приложение
Примерные
Образцы
Научного
Диалога
Вариант 1 А) Когда в конце 19 столетия в СШа появился джаз, на него полились потоки грязи. Музыканты и музыковеды утверждали, что это «поверхностная, неграмотная «музыка», что это признак отсутствия культуры и т. п. Во второй половине сороковых годов в СССР из производства были изъяты десятки пластинок с записями Шульженко, Утёсова, Бернеса, джаз-оркестров под управлением Варламова и других.

Появилась даже поговорка: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь». Б) Да, действительно, в молодежных журналах того времени можно было прочесть такое заявление: «Появились более доступные и простые направления — диско, рок, и молодежь пошла за ними, не утруждая себя более глубокими поисками. Джаз требует…

определённой культуры слушателя». А) Так что же такое джаз — искусство или примитив? Признак культуры или бескультурья? Б) Человека, не читавшего Шекспира, не любящего балет, не восторгающегося стихами хороших поэтов, не замирающего от музыки Чайковского, называют некультурным человеком. Лев Толстой, Фёдор Шаляпин — символы нашей культуры. Но Толстой не любил Шекспира, отрицал балет и считал поэзию не естественной, а Шаляпин не выносил музыку Чайковского.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: