Развитие связной речи. Контрольное произведение – раздумье по теме счастье

  

Цель: совершенствовать умение школьников писать произведения-раздумья на предложенную тематику, которая охватывает знание учеников содержания уже изученных программных произведений художественной литературы; развивать творческие способности, наблюдательность, логическое мышление, умение сопоставлять, обобщать, строить собственные заключения, обосновывать, мотивировать свои суждения; воспитывать уважение к искусству литературного слова, культуры родного края; прививать пунктуальность, интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: применение знаний и умений.

Оборудование: библиотечка художественных произведений А. Стороженко, Б. Лепкого; таблица «Требования относительно речи во время написания творческой работы», советы относительно написания произведения-раздумья.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами.

• Что вы понимаете под счастьем? От чего оно зависит? Какие факторы на него влияют?

• Почему каждый человек воспринимает счастье по-своему, по-особенному? Необходимо ли бороться за собственное счастье? Каким образом?

• Не могли бы вы пожертвовать своим счастьем ради других? Ответ обоснуйте.

• Какие есть ценности в жизни человека? (Жизнь, здоровье, благополучие, благосостояние, радость, доброта, вежливость, дружба, взаимопонимание, уважение...). Как необходимо ими руководствоваться?

• Из-за чего человек ошибается в определении жизненных ценностей?

• Какое значение имеют произведения художественной литературы, материалы о жизни писателя во время определения собственного выбора человека?

• Часто ли случается так, что человек ошибается в определении собственного выбора? Ответ мотивируйте. Предоставьте советы относительно того, как избежать ошибок.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

Сила и ум - счастье. Народная пословица

Жизнь такая короткая! Спешите делать добро!

А. Довженко.

1. Подготовительная работа к написанию произведения-раздумья.

1.1. Таблица «Требования относительно речи во время написания творческой работы». Какая должна быть речь и каких правил речи необходимо придерживаться.

1. Содержательной. Подчиняйте свои высказывания теме, основной мысли; не пишите лишнего.

2. Последовательной. Следите за порядком изложения мыслей.

3. Богатой. Употребляйте разнообразные слова и предложения: старайтесь не повторять тех же самых слов и одинаковых предложений.

4. Точной. Используйте наиболее точные слова.

5. Выразительной. Подбирайте слова и выражения, которые наиболее ярко выражают основную мысль.

6. Правильной. Грамотно пишите слова, правильно стройте предложения, отмечайте разделительные знаки.

1.2. О раздумье как типе речи.

Тип речи. Основная функция на какой вопрос дается ответ в высказывании. Строение высказывания.

Раздумье. Доказывание или объяснение чего-то. Почему предмет или лицо такие? Какие причины событий? Тезис, аргумент, выводы.

В произведении-раздумье тезис, как правило, содержится в начале высказывания. Но иногда перед ним еще бывает небольшое вступление. Поэтому надо быть внимательным, формируя основную мысль.

В раздумье говорится о причинах признаков и событий.

1.3. Советы относительно написания произведения-раздумья.

• Поймите, осмыслите тему будущего произведения-раздумья.

• На основании заголовка к произведению определите его проблему. Это и будет содержание работы.

• Сформулируйте тезис, который бы отображал основную мысль произведения.

• Проиллюстрируйте тезис необходимыми примерами или доказательствами.

• Выясните последовательность наведения аргументов (доказательств).

• Употребляйте вводные слова и словосочетания: по моему мнению, кстати, к сожалению, по-моему, итак, например, таким образом; предложения: « считаю», «Мне кажется», которые выступают средствами связи между частями раздумья.

• Выводы, аргументы (доказательства) старайтесь выделять в отдельные абзацы.

• Проверьте написанное, исправьте ошибки.

1.4. Дополнительный комментарий.

Основная часть произведения - это непосредственное раскрытие темы. Не следует забывать, что название произведения лейтмотивом проходит через весь текст, логика мышления ученика должна развиваться от конкретной детали к обобщению или наоборот - от общего к конкретному.

Вступление и выводы могут быть меньшими по объему, но нельзя сокращать основную часть, так как тогда раскрытие темы произведения не будет достаточным.

2. Перечень тем, предложенных для написания контрольного произведения-раздумья.

• «Каким я представляю человеческое счастье».

• «Истинные и фальшивые ценности в жизни человека».

• «От чего зависит мой собственный выбор».

3. Написание учениками произведения.

Образец творческой работы на тему «Каким я представляю человеческое счастье».

Добро - это счастье всех людей. Д. Лихачев.

Что такое счастье? Радость, дружба, деньги, любовь, добро... Каждый человек задумывается над этим вопросом и старается найти ответ на него. Многих писателей также беспокоил он. На примере героев своих произведений они старались исследовать их стремление быть счастливыми, удовлетворенными жизнью.

Павлушу, героя произведения А. Стороженко «Сокровище», парни называли счастливым, хотя на протяжении своей жизни он только ел и спал и ничего не делал. Таким, как Павлуша, «Бог все дает, а они томятся от скуки, не знают, что у них есть и чего им надо».

Герой произведения Б. Лепкого «Цветок счастья» ищет цветок, который сделал бы счастливой мать и его самого. И хотя мальчик вырос и узнал об отсутствии такого цветка, все равно продолжает его поиски. Он верит, что счастье есть на свете.

Скупой человек тоже счастливый, так как у него много денег, но никакой пользы от них не имеет. Хозяева из произведения Б. Лепкого «Мышка» ощущают себя счастливыми, когда наживаются на горе других. Им равнодушна судьба попрошайки и многих таких, как она.

А. Стороженко в рассказе «Сокровище» отмечает, что «...тот только счастливый, кто другому не завидует, а благодарит Бога за то, что он ему послал».

По моему мнению, человек должен делать добрые дела, приносить радость другим, ценить дружбу, любить свой народ и родной край. Это и есть счастье. Оно есть во мне, в моем отношении к родным, к своему государству, миру.

Поэтому давайте создавать добро, помогать друг другу, ценить каждую минуту этого прекрасного человеческого счастья!

V. Итог урока.

VI. Домашняя задача.

Закончить написание произведения, подобрать сообщение о жизненном и творческом пути Л. Костенко, знать идейно-художественное содержание его произведения «Чайка на льдине».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: