Урок на тему – Выборочное изложение «Подвиг Остапа»

  

Цель: развитие связной речи учащихся; совершенствование умения отбирать главное, составлять сложный план ответа, делать обобщения; воспитание чувства патриотизма на примерах повести; воспитание культуры связной речи, культуры ответа и письменного оформления своих мыслей. Оформление: иллюстрации Д. Шмаринова к повести.

ХОД УРОКА І.

Актуализация опорных знаний учащихся 1. Работа над серией Иллюстраций Д. Шмаринова К повести, воспроизводящих Зпизоды, посвященные Остапу Соотнести их с общим количеством. Задание: можем ли мы утверждать, что художник уделил герою особое внимание, показал его разносторонне?

2. Беседа с учащимися 1. Что становится нам известно О характере Остапа уже с пер Вых страниц повести? Действительно ли это незаурядная личность?

2. Как говорит о характере героя его поведение в бурсе?

3. Как зарекомендовал себя Остап на Сечи? Зачитайте слова Бульбы о сыне.

4. Как сражался Остап под Дубно? Можем ли мы считать его героєм?

5. Что служит полным доказательством его мужества и боевой удали? Какую оценку дали казаки своему молодому товарищу, избирая его атаманом? Как показал себя Остап в качестве атамана?

6. Прочитать эпизод с описанием последнего боя Остапа, его влиянии на исход боя (личная храбрость в сражении с хорунжим, выбил фитили, выскочил из засады).

7. Можно ли назвать геройским поведение Остапа во время казни?

8. Что такое подвиг — один момент или вся жизнь? Можем ли мы сказать, что вся жизнь Остапа была подготовкой к подвигу? 3. Составление сложного плана к выборочному изложению (с помощью учителя) (В слабом классе план можно заранее написать на закрытой доске. )

Примерный план І. Вступление. «Вот то гнездо, откуда вылетают все те вольные и крепкие, как львы, Откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

II. Главная часть. Вся жизнь Остапа — подвиг.

1. Мечты о геройстве на Сечи, о защите родины.

2. Подготовка к подвигу, воспитание в себе силы воли, смелости, товарищества.

3. Признание и уважение товарищей (Остап — куренной атаман).

4. Геройское поведение в бою.

5. Мужество Остапа во время казни.

ІІІ. Вывод. Герои не умирают. Или: Как я понимаю, что такое подвиг. Учитель. Что из частей этого плана является собственно изложением материала?

II. самостоятельная работа над изложением: Пункты 1, 2, 3, 4, 5 На отличную оценку — продолжение: пункт ІІІ. III.

Домашнее задание Просмотреть отобранный цитатный материал к образам Остапа и Андрия, возможно — дополнить его.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: