Революционная поэзия в Германии начала ХХ века

  

В 1919 году вышла в свет поэтическая антология «Товарищи человечества», изданная поэтом и драматургом Людвигом Рубинером (1891-1920). Эта антология преследовала цель представить не экспрессионистские стихи, а «поэзию мировой революции».

В этой книге наряду с несколькими французскими авторами участвовали Л. Боймер, И. Р. Бехер, А. Эренштейн, К. Эйнштейн, И. Голл, В. Газенклевер, А. Холичер, Г. Лахман, Р. Леонгард, К. Оттен, Э. Толлер, Ф. Верфель, А. Вольфенштейн, П. Цех. В послесловии к книге Рубинер писал: «Каждое стихотворение нашей книги - это заявление поэта о готовности сражаться против старого мира, шагнуть в новую человеческую страну социалистической революции».

Правда, здесь же говорится о фанатической увлеченности немецких поэтов идеей революции, но эта увлеченность проявляется в такой же форме и «у всей Германии, которая до сих пор никогда всерьез не верила в революцию, а теперь обретает революционное сознание ценою столь больших и страшных жертв, каких не знали все другие народы с революционным прошлым». Зато здесь «поэты наконец выступили на стороне пролетариата: пролетариат освобождает мир от экономических пережитков капитализма; поэт освобождает мир от эмоциональных пережитков капитализма. Товарищи человечества призывают к мировой революции».

Этот сборник, в котором участвовали преимущественно авторы, вышедшие из экспрессионизма, стал новой вехой на пути развития социалистической литературы в Германии. В это время революционно настроенные деятели искусства примкнули к молодой Коммунистической партии Германии, еще переживавшей период становления. Многие из них обращали свой взор к революционной России. Они первыми рассказали немецкому читателю о своих впечатлениях от Республики Советов.

В 1919 году очеркист Альфонс Паке (1881-1944, ему принесла известность инсценированная Пискато-ром в 1923 году драма «Знамена») опубликовал свои репортажи «В коммунистической России. Письма из Москвы». С большой симпатией рассказали о «Москве 1920» (1920) Альфонс Гольдшмидт (1879-1940) и о «Трех месяцах в Советской России» (1921) Артур Холичер (1869-1941). Фрида Рубинер (1879-1952) написала книгу «Лучший директор фабрики» (1923), в которой рассказала о рабочих, ставших руководителями производства. Благодаря непосредственному участию в работе по упрочению Советской власти богатый материал собрал Франц Юнг (1888-1963), опубликовавший целый ряд книг: «Путешествие в Россию» (1920), «На трудовой фронт в Советскую Россию» (1922), «Голод на Волге» (1922), «История одной фабрики» (1924).

Франц Юнг был одним из наиболее продуктивных и талантливых представителей революционной литературы первых послевоенных лет. Его творчество и его судьба характерны для революционного писателя того времени. Они позволяют понять, чтПослужило источником его энергии и энтузиазма, хотя одновременно это был и источник вопросов, на которые не всегда находились ответы.

Франц Юнг, сын часовщика, изучал юриспруденцию и политэкономию. Он дружил с Георгом Геймом, сотрудничал с целым рядом экспрессионистских журналов и основал свой собственный журнал. В Мюнхене он примкнул к анархистскому кружку Мюзама. В 1915 году Юнг дезертировал из армии, вел антивоенную агитацию. В 1918 году он является членом Совета рабочих и солдатских депутатов. В 1920 году он захватил немецкий корабль и увел его в Советский Союз. В 1921 году Юнг принимал участие в восстании, развернувшемся в Средней Германии. Он был арестован, но ему вновь удалось бежать через Голландию в Россию. Вместе со своей женой писательницей Клэр М. Юнг (1892-1981) он организовывал на Урале детские дома в рамках «Международной рабочей помощи». В Ленинграде Юнг работал в дирекции металлургического завода.

За этот период он написал (многие из них в тюрьме) пьесы «Канакеры», «Столько еще ждать» (1921), а также романы «Красная неделя» (1921),

«Пролетарии» (1921), «Классовый мир» (1922), «Завоевание машин» (1923). Это были произведения экспериментальной прозы, непохожие на обычный роман, со сжатым и интересным сюжетом. В этих романах автор старается проследить не судьбы отдельных персонажей, а столкновение коллективных интересов в событиях мирового масштаба.

Они дают наглядное представление о революционной философии Юнга. Революция возникает из невыносимости человеческого одиночества; вместе с революцией происходит пробуждение человечества от «ледникового периода», а целью ее служит «всеобщий ритм» освобожденного труда: «Жизнь всех людей разрастается, соединяясь в гармонию, в пестрые переплетения счастья, которым люди поддерживают друг друга, в чудную мелодию слияния человечности и человечества».

Эти представления о том, что от тяжких страданий путь к счастью можно найти лишь сообща, дали мощный импульс как для творческого эксперимента, так и для решительных личностных поступков. Но развитие революционного процесса в послевоенный период обнаружило иллюзорность многих надежд, время потребовало новых форм борьбы вместо анархистских «акций». Юнг отошел в этот период от организованного рабочего движения. Ему не удалось найти свое место в пролетарской революционной литературе второй половины 20-х годов.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: