Роль поэзии в 20-е годы. Феномен кларнетизма

  

В 20-х - в начале 30-х гг. ХХ ст. активно развивается литература. В развитии искусства в это время объединялись традиции дооктябрьского времени и опыт молодых культурных сил, призванных к жизни революцией. О бурном развитии литературы этого времени свидетельствует образование разнообразных творческих группировок («Плуг», «Закалка», «Звено»,  «Молодняк», «Аспанфут», «Новая генерация» и т.п.). В это время молодые украинские писатели часто отказываются от традиций классической литературы и ориентируются на литературную жизнь Западной Европы.

В литературе 20-х гг. ХХ ст. сформировалось яркое революционно-романтическое течение (П. Тычина, В. Сосюра, В. Чумак, В. Эллан).

Во второй половине 20-х гг. ХХ ст. заметное место занимал ВУСПП (1927-1932) - союз, который ставил целью объединить всех художников слова, которые стремились к созданию единой интернациональной пролетарской литературы.

Руководители ВУСПП выдвинули лозунг «союзник или враг», проявляли нетерпимость к тем писателям, которые не принадлежали к организации (Остап Вишня, Н. Кулиш, Ю. Смолич, О. Копиленко, Е. Плужник, Ю. Яновский).

Группа киевских неоклассиков (Н. Зеров, М. Драй-Туча, П. Филипович, М. Рыльский) стремились усвоить опыт классической мировой литературы. Немало художников тяготели к разным проявлениям модернизма.

Существовали литературные группировки, которые тяготели к модернизму в разных проявлениях: «Аспанфут», «Авангард», «Звено», «Марс». В 20-х годах еще была определенная возможность развиваться направлениям, начатым еще в начале ХХ ст. Символизм, характерный для произведений молодого П. Тычины, продолжал развиваться. Его представители сгруппировались вокруг журнала «Музагет» (Д. Загул, О. Слисаренко, В. Кобылянский и др.). Символизм - непродолжительный период в истории нашей литературы, так как его представители уходили к другим течениям - футуризм, революционно-романтическое направление.

Возникнув в начале столетия в Италии, футуризм распространился в Украине (союз «Аспанфут»). Представителем этого направления был Г. Семенко, который искал новые словесные формы для выражения динамики жизни, изменений, которые происходили очень бурно («Весна», «Степь»). Группа «Авангард» тяготела к конструктивизму.

В первое десятилетие после революции особенно бурно развивается поэзия.

Наиболее значительные фигуры среди поэтов: В. Чумак (1900-1919), В. Эллан (1894-1925), П. Тычина (1891-1967), В. Сосюра (1898- 1965), М. Рыльский (1895-1964), поэты-неоклассики.

Единственный сборник В. Чумака «Запение», в котором он воспевает революцию, вышел после смерти автора.

В. Эллан - один из зачинателей украинской советской поэзии. Редактор журналов «Пути искусства», «Красный перец». Его первая поэтическая книга - «Удары молота и сердца» - изобразила грандиозный размах революционного прогресса и первые шаги строительства социалистического общества.

В. Сосюру называют тончайшим лириком украинской поэзии. Он автор десятков поэм, нескольких десятков сборников поэзий, автобиографического романа «Третья рота».

Евгений Плужник (1898-1938) - выдающийся поэт и прозаик, автор сборников «Дни» (1926) и «Ранняя осень» (1927), романа «Недуг».

Творчество Н. Бажана (1904-1983), который сперва тяготел к футуризму, характеризуется философской глубиной, эпичностью, гражданским пафосом (« Руро-Арш», «Противогаз», «Здания»).

Продолжительное время широкой массе неизвестны были произведения западноукраинского поэта и прозаика Б. Лепкого (1872-1941). Он автор цикла романов о И. Мазепе, известной во всем мире песни «Слышишь, брат мой».

Известными поэтами в Западной Украине в 20-х гг. ХХ столетия были Б.-И. Антонич («Приветствие жизни»), О. Ольжич, С. Городинский («Краски и линии») и прочие. Некоторые западноукраинские писатели (Я. Галан, П. Козланюк, С. Тудор, О. Гаврилюк) с симпатией относились к событиям, которые происходили в Советской Украине и ориентировались на писателей революционно-романтического направления.

В 20-х гг. активизировалось развитие прозы. В больших эпических произведениях писатели-реалисты старались осмыслить и обобщить события, которые происходили, изменения в общественно-политической жизни народа и его быте (Ю. Яновский («Мастер корабля»), П. Панч («Голубые эшелоны»), И. Ле («Роман межгорье»), А. Головко («Сорняк»).

Среди блестящей плеяды украинских писателей начала ХХ столетия - В. Винниченко (1880-1951). Он - один из величайших деятелей украинского национально-государственного возрождения (рассказ «Красота и сила», « Малорос-Европеец», «Федька-Халамидник», «Голытьба», «Зина», «Комедия с Константином»; романы «Солнечная машина», «Завещание родителей», «Записки Курносого Рафаэля», «Честность с собой»; драмы «Пророк», «Ступени жизни», «Дисгармония»).

Для произведений Григория Косынка (1899-1934) - одного из основателей украинской прозы - характерна импрессионистическая лаконичность и реалистическая вместительность авторского письма, лиричность, психологизм (сборники новелл и рассказов «На золотых богов», «Мать», «В ржах», «Политика»).

За высокое писательское мастерство против «масовизма» выступили члены ВАПЛИТЕ (организация, которая возникла в Харькове в конце 1925 г.). В нее вошли бывшие члены «Закалки», кое-кто из «Плуга» и «Октября». Организацию возглавляли Н. Волновой, М. Яловый, О. Предрассветный, со временем Н. Кулиш и Г. Эпик.

20-е годы ХХ ст. - это время острых дискуссий о путях и принципах построения социалистической Украины и ее культуры, время, когда, казалось, реализуются прекраснейший ожидания народа, и время личных трагедий наиболее талантливых представителей творческой интеллигенции, которая под давлением сталинского диктата, разочаровалась в идеалах социализма и искала возможности выхода Украины на пути демократического развития.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: