Романтизм в Западной литературе

  

XIX столетие - чрезвычайно плодотворный период в развитии мировой литературы, отмеченный яркими талантами, творческими поисками и открытиями. В XIX ст. в литературу разных стран и разных континентов приходили новые поколения писателей, увлеченные новыми, выдвинутыми их временами и их действительностью, социальными и духовными проблемами.

Романтизм - первое по времени возникновения художественное направление, которое отобразило сдвиг в общественном сознании и изменения в мировоззрении людей на границе ХVIII-ХІХ ст.

Как идейное и художественное движение, он стал ответом человеческого духа на прогресс самой истории, поэтому понять идейные и творческие поиски романтизма без учета исторических преобразований невозможно. Романтизм стал и первым эмоциональным откликом, и глубоким осознанием трагического опыта Французской буржуазной революции, наполеоновских войн, национально-освободительных движений Европы и Америки, развития буржуазных отношений, социальных и политических изменений.

Поражение революции привело к распространению насилия и террора, перечеркнуло веру в ум, его могущество и силу. Именно этим объясняется то глубокое разочарование, которое охватило многих художников и отобразилось в пессимистическом тоне и трагической окрасе их произведений.

Движение романтизма началось во второй половине 90-х годов XVIII ст. почти одновременно в Германии и Англии. В творчестве Фридриха Гельдерлина и кружка сиенских романтиков были заложены основы немецкого романтизма. Творчество Блейка, Вордсвода, Колриджа определило основные направления художественных поисков английских романтиков. Хотя и в Германии, и в Англии возникновение романтизма было обусловлено всем развитием литературы, но непосредственным толчком для формирования идейного направления стал духовный переворот, который происходил под влиянием Французской буржуазной революции. В середине 10-х годов XIX ст. романтизм приобрел общеевропейский характер и был связан с нарастанием национально-освободительного движения, которое началось в большинстве стран Европы после падения наполеоновской империи. В это время формировался романтизм в Италии, Скандинавских странах, России, Испании, Португалии, Бельгии. 40-е годы XIX ст. представляют отдельный и особый этап в развитии романтизма в мировой литературе, который своеобразно раскрылся не только в европейских литературах, а и в литературе стран Американского континента.

Для понимания романтизма важно учитывать, что это было именно идейное и художественное движение, поэтому романтизм изменялся, имел характерные особенности в определенные периоды своего развития и в отдельных национальных литературах, и в творчестве отдельных писателей. Но то, что делает романтизм единым движением, связано с его стремлением понять и отобразить всемирное развитие истории. Поэтому главная черта романтизма как художественного направления - осознанное стремление создать обобщенный символический образ.

«Только романтическая поэзия,- писал один из теоретиков енской школы немецких романтиков Ф. Шлегель,- подобно к эпосу способна стать зеркалом окружающего мира, отображением эпохи». При этом в начале развития романтизма действительное и идеальное не противопоставляются, а существуют в гармонии, подчиняясь общим законам развития и обновление. Романтиков привлекали мифы, в которых они усматривали отражение обобщенных образов, способных к художественному обновлению. Библейские, античные, средневековые, народные мифы использовались романтиками для создания своих образов-мифов.

Следующий период романтизма был связан с коренным просмотром всей системы ценностей, которые художники отстаивали в эпоху Просвещения. К тому времени Европа переживала сильное духовное потрясение и разочарование от событий Французской революции, войн, которые охватили почти все европейские страны. Это разочарование вызвало сомнение относительно возможностей ума в перестройке на лучший общественный порядок. Ведь революция не принесла общественной гармонии, наоборот, она вызвала кровавый террор, насилие, войны. Вера в могущество ума, общественную гармонию покачнулась. В романтизме это обозначилось прежде всего изображением разрыва между действительностью и идеалом. Ярчайше это проявилось в творчестве Гофмана, Байрона, Лермонтова.

Уже в пределах Просвещения, возникло движение писателей, главным лозунгом которого была творческая свобода. Романтики подхватили этот лозунг и пошли дальше в художественных поисках, доказывая, что чувство, воображение, фантазия не менее важны для человека, чем ум и здравый смысл, который обожествляли просветители. Именно эти черты делают человека духовно самобытным, и романтикам принадлежит открытие неповторимости каждой человеческой личности, ее духовного мира.

Романтики отстаивали свободу личности как основу жизни, выступали за искренние, человеческие отношения, не принимали лицемерия, фальши, насилия.

Художник-романтик не ставил себе целью точно воссоздать действительность. Для него важнее было высказывание своего отношения к реальности, создание своего, выдуманного образа мира, часто по принципу контраста с окружающей жизнью, чтобы донести до читателя и свой идеал, и свою неприязнь к миру, с которым он не может примириться. В поисках идеалов романтики обратились не к эпохе античности, как классицисты и просветители, а к Средневековью с его культом идеальной любви, рыцарских подвигов, добрых и злых волшебников. Через средневековую литературу пришли романтики и к народному творчеству - легенд, сказок, песен и пересказов, открыли их красоту и обворожительность. Это нашло отображение в творчестве Т. А. Гофмана, В. Скотта, Н. Гоголя.

Литература романтизма предложила своего героя, который чаще всего выражает авторское отношение к действительности. Это человек с особенно сильными чувствами, с острой реакцией на мир, способный отвергнуть законы, которым подчиняются другие. Поэтому такой герой всегда отличается из своего окружения, превышает его. Появляется новый тип героя - тираноборец, бунтарь, одержимый «мировой скорбью», «невменяемый искатель жизненных наслаждений». Как правило, это исключительные характеры, которые действуют при исключительных обстоятельствах.

Герой этот одинокий, и тема одиночества, мотивы трагической судьбы личности, «мировой тоски», «космического пессимизма» становятся ведущими у романтиков. Особенно это ощущается в творчестве Дж. Г. Байрона, М. Лермонтова, Г. Гейне. Неотъемлемой особенностью романтического стиля является символика, фантастика, экзотика. Писателей интересует историческое прошлое, фольклор, мифология.

Романтическая литература имеет свою систему жанров. Видное место среди них занимают лирические (баллада, элегия, лирическая поэма, дружеское послание). Среди прозаических - психологическая повесть, новелла, литературная сказка. В этот период создаются жанры романа (В. Скотт, Ж. Санд, В. Гюго), поэмы (Дж. Г. Байрон, Г. Гейне, А Мицкевич), лирической поэзии.

Заслуга романтизма заключается в развитии жанров исторического романа и драмы, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады, романса. Чрезвычайного развития в романтизме достигли лирическая поэзия и лирическая песня. Вместе с тем в разных странах романтизм проявлял специфические черты, выполнял особые социальные и культурные функции.

В странах Юго-восточной Европы романтизм сыграл значительную роль в пробуждении национального сознания, обосновании исторической самобытности народа, его культурных традиций, языка, литературы. Творчество Т. Шевченко, А. Мицкевича - яркий тому пример.

Среди виднейших представителей романтизма следует назвать писателей Дж. Г. Байрона, В. Скотта, Э. Т. А. Гофмана, Г. Гейне, А. Мицкевича и др.; художников Э. Делакруа, Т. Жерико, К. Д. Фридриха, Дж. Констебла, О. Кипренского и др.; композиторов Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Шумана, Р. Вагнера, Дж. Верди и др. Под влиянием европейского романтизма своеобразно развивается американская литература. Творчество Ф. Купера, Э. По, Г. Лонгфелло вошло в казну мировой литературы, повлияло на ее развитие.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: