Самостоятельные и служебные части речи. Совершенствование умений распознавать части речи и определить их грамматические признаки

  

Цель урока: систематизировать и обобщить сведения о самостоятельных и служебных частях речи; совершенствовать умения распознавать, части речи и определять их грамматические признаки. Материал для словарно-семантической работы: дуновение, ликующий, суглинистый, невесть. Основное содержание урока. I. Систематизация и обобщение сведений о самостоятельных и служебных частях речи по пособию М. Т. Баранова и др.

(с. 48-52). а также с помощью таблицы: Части речиПо каким признакам различаютсяСамостоятельные: Имя существительное1) являются самостоятельными названиями предметов, действий, признаков или указывают на них;имя прилагательное2) могут быть членами предложенияимя числительноеместоимениеглагол (причастие, деепричастие)наречиеСлужебные: Предлог1) служат для связи между словами или частями предложения, вносят в них дополнительные оттенки;союз2) не бывают членами предложениячастицыМеждометие1) выражает различные чувства и побуждения;2) не бывает членом предложения Учащимся можно предложить ответить на вопросы: 1.

На какие группы делятся части речи? 2. Какие части речи относятся к самостоятельным? Что их объединяет? 3. Какие части речи являются служебными?

Чем они отличаются от самостоятельных? 4. Чем отличается междометие от других частей речи? 5. В каких частях речи род является формой изменения? 6. Какие части речи имеют неизменяемые формы?

7. Как морфологически разбирается слово?

II. Совершенствование умений распознавать части речи и определять их грамматические признаки. 1. Выборочный диктант.

Выписать 10-15 склоняемых слов, относящихся к разным частям речи, 5 спрягаемых и 5 неизменяемых слов. В скобках сокращенно указать название частей речи. Поутру, когда взошло солнце, на суглинистом пригорке выбилось из земли первое перышко первой травинки. Острое бледно-зелёное жальце её пронизало сопревшую ткань невесть откуда занесённого осенью кленового листа и тотчас поникло под непомерной тяжестью свалившейся на него дождевой капли.

Но вскоре южный ветер прошёлся низом; влажным прахом рассыпался отживший своё кленовый лист; дрогнув, скатилась на землю капля, и, тотчас вся затрепетав, поднялась, выпрямилась травинка, одинокая, жалкая, неприметная на огромной земле, но упорно и жадно тянущаяся к вечному источнику жизни, к солнцу. (По М. Шолохову). 2.

Диктант с грамматическим заданием. Указать (в скобках), к какой части речи относятся слова-омонимы и однокоренные слова. Вынужденный простой, простой парень; вести за собой, плохие вести: русская печь, печь пироги; большое счастье, счастливый человек, осчастливить ласковым взглядом; учёный доклад, учёный с мировым именем; жёлтая краска, желтеющая рожь, отливать желтизной; повернуть круто, крутой спуск, крутизна берега; два товарища, идти вдвоём, поставить «двойку», удвоить внимание, двойное дно; утро ясно, ответить ясно. 3.

Подобрать к данным словам однокоренные или слова-омонимы, которые бы являлись другими частями речи; составить с ними словосочетания и записать по образцу: Зеленеют (глаг.) луга, зелень (сущ.) травы, зеленеющие (причаст.) всходы. Десять, голубой, свежо, мой, неспокойно, приехавший, испугавшись.

4. Списать текст, расставляя знаки препинания. Разобрать как части речи выделенные слова.

Дополнительное задание: указать, какой части речи нет в тексте. Тучи скл..нявшиеся на г..ризонте стали выше подыматься сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра..

каленной печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться (в)перёд. В какие(нибудь) десять минут окрес..ность изменилась совершенно леса приняли сумрачный цвет и зашумели (в)далеке как раз..ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям.

Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отдалённые раскаты они гремели теперь (без)умолку и пр..ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захватывали всё больше и больше пространства слышно было как (по)среди грохота бушевавш..го ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух.

На с..кунду вся природа как бы пораженная страхом упала ниц и смолкла. (Д. Григорович). Домашнее задание: подготовить связное высказывание на тему «Части речи в русском языке», выполнить упр. 446 (пособие В.

Ф. Грекова и др.

).

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: